По благословению Владыки Иринея, митрополита Днепропетровского и Павлоградского и иеромонаха Селивана, монастырь Ватопед, Афон

Вопросы Батюшке

Задать вопрос священнику онлайн вы можете на этой странице.
Просим Вас не обращаться в рубрику с вопросами бытового характера, решить которые вы можете сами. 
Также просим прежде, чем задать вопрос, посмотреть ответы на интересующую вас тему в ранее задаваемых вопросах.
И конечно, поход в Церковь и личная беседа никогда не заменят электронной переписки.

Задать вопрос:

Да вы же робот!

  • Марина, 38, Житомир
    Добрый день! У моего отца был брат. В 25 лет по неизвестным причинам он покончил жизнь самоубийством повесился.
    Сегодня по телевизору я услышала, что, если в семье есть повешенный, то она будет проклята. Если в семье могут быть самоубийцы, будут проблемы, нищета, болезни.
    Если это правда, что семья может изменить?
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов) УПЦ Запорожье

    Здравствуйте, Марина! Семьи, в которых есть самоубийцы, равно,  как и семьи, в которых самоубийц нет,  могут изменить единственно свою жизнь… В соответствии с Божьими заповедями.
    Сознавая, что само понятие - «проклятие» к человеку  неприменимо.  Кем прокляты, за что прокляты? Собственно, проклят лишь дьявол.
    Человек же сам для себя проклятие, уподобляясь ему своими поступками. Дьявол горд. И самоубийства, как правило, следствия гордости.
    В то время, как нищета, болезни, горе – причин самых разнообразных. Человек вообще то, что сам из себя сделал, то, как его воспитали, как повлияли на него окружающие и окружающее. Безусловной связи меж реальной жизнью и грехами умерших сродников не существует.
    Тем более, каких-либо мифических проклятий…
     Могу только догадываться, что за телевизионную программу вы посмотрели. Но от того, что написали, пахнет какой-то «оккультятиной», нездоровой мистикой, что и не удивительно в наше время полного духовного релятивизма, религиозной безграмотности, когда даже на федеральных телевизионных каналах на религиозные темы вещают откровенные шарлатаны и проходимцы.
    Не будьте слишком доверчивы…
    Почерпая знания о духовной жизни не из мутных источников, не из сомнительных телевизионных передач, но чрез тех, кто запечатлел её своею святостью.
  • Иван, 46, Киев
    Здравствуйте, батюшка. Я человек одинокий, не так давно умерла мама. Со дня её похорон думаю, что больше меня ничего здесь не держит и последнее время мечусь между бросить всё или попытаться сделать свою жизнь лучше. На прошлой неделе работы было мало и эти мысли заели меня. В субботу резко заболел и молил Бога, думал, что, если Он исцелит меня, я отброшу дурные мысли и займусь своей жизнью. Тут же болячка исчезла, осталась слабость. В воскресенье всё вернулось заново. Сейчас немного легче, но болячка даёт о себе знать. Как понять Бога? В субботу понял, как знак, чтобы заняться своей жизнью. А воскресенье и понедельник болею той же болезнью. Что хочет сказать мне Бог? Не понимаю, как быть. Спасибо за ответ. Буди имя Господне благословенно.
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов) УПЦ Запорожье

    Дорогой, Иван! Прежде, чем понять Бога (а сделать это пока ещё никому не удавалось), попытайтесь для начала разобраться с собственной персоной.
    Простите, если в каждой простуде пытаться видеть особый знак промысла Божиего, можно и умом повредиться. Всё, что Бог хотел сказать, Он уже сказал. В Евангелии…
    Остаётся самая малость – жить по нему. Бросая не «всё», а лишь грехи и «занимаясь собой» вне зависимости от желаний, настроений и телесных недомоганий… «Бросить всё» у вас не получится, даже если вы этого очень захотите.
    Однажды родившись, человек уже не умирает, а лишь переносит свой внутренний мир в иную нездешнюю реальность, в которой менять что-либо бывает уже и поздновато.
    Помоги Бог!
  • Наталья , 40, Харьков
    Здравствуйте, батюшка. Не так давно я заболела, это привело меня к вере. Батюшка посоветовал начать с чтения утренних и вечерних молитв. Впервые я сама решила исповедаться до этого я исповедовалась лишь в детстве. Когда я исповедалась, в ту же ночь мне снилась нечистая сила с моим лицом и копытами, которая на меня нападает. На следующий день у мамы случился инсульт, хотя она лежала на тот момент в больнице в сосудистом центре и под контролем врачей. Её кончину я считаю ужасным стечением обстоятельств.Умереть молодой, от инсульта, лёжа в больнице, куда привозят всех, если случился инсульт или инфаркт. Я боюсь, что смерть её неестественная и это ответ нечистой силы на мое обращение к Богу после долгого скитания. Правда ли, что смерть это Божий промысел и что время мамы пришло? Я испытываю чувство вины, в том, что, может быть, она из-за меня умерла, ведь смерть у неё случилась глупой и случайной. Она мне часто снится, в принципе сны не плохие. Я боюсь за её душу, ведь хоть она и была крещена, в последние годы жизни вера её была некрепкой, она скептически относилась к Богу, не носила креста. Что мне делать в этой ситуации и со своим чувством вины, какому святому лучше молиться?
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов) УПЦ Запорожье



    Здравствуйте, Наталья! «Полномочия» врага рода человеческого строго в рамках Божиего попущения. А судьбы Божии неисповедимы… Пример вашей мамы – наглядное тому подтверждение… Бывает и такое: от жажды умирают у источника вод, но спасаются в знойной пустыне…
    Так подтверждается, что не всё в жизни человека зависит от него самого, что есть то, что больше человеческого, но всегда в Промысле Божием, порою зримо посрамляющем людскую самонадеянность.
    Но вам не в чем винить себя в данном случае. 


    Человек призывается Богом, отходит в мир иной тогда, когда готов к нему более всего.
    Иногда как бы возлагая на нас, оставшихся здесь, дополнительную ответственность – жить так, чтобы молитва спасала не только молящихся, нас самих, но и касалась тех, кто помолиться уже не может. Родителей в первую очередь…
    В том долг памяти и любви, исполнение заповеди о почитании их. В таких молитвах, как правило, к Богу обращаются непосредственно.
    Но если есть святые, которых вы особенно любите, также разумно прибегать и к их ходатайству.
    Укрепи Господь!

  • Александр, 45, Харьков
    Батюшка благословите, скажите можно ли кремировать умерших?
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов) УПЦ Запорожье

    Прежде всего необходимо уяснить, что сама по себе кремация является лишь одним из способов захоронения усопших. Среди прочего существуют и другие, как например, погребение в землю, или захоронение в склепе (специальном погребальном помещении, создаваемым по принципу иудейских гробниц).
    Кстати говоря, Господь Иисус Христос не был захоронен в землю, как это привычно для нас, а погребен именно в склепе (гробнице). По этому, когда мы говорим о способах погребения, то предполагаем традицию того народа и региона, из которого вышел усопший. И если для нашего географического и этнического положения традиционным является именно погребение в землю, то естественно к кремации люди относятся в основном негативно. Этой же традиции придерживается Православная Церковь в Украине.
    Во-вторых, если рассматривать кремацию с богословской позиции, то необходимо признать, что нет причин для полного запрета или осуждения кремации.
    Погребение усопшего происходит по принципу «Земля еси и в землю отыдеши...», а основная его суть – это молитва о душе почившего. Тело предается земле, поскольку из земли оно было взято. Об этом говорит нам Книга Бытия: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою».
    По этому погребение в землю не принципиально совершается над телом, можно погребать и кремированный прах. В любом случае, ожидая Второго пришествия Христова, мы верим, что тело будет воскрешено из праха вне зависимости от того, каким образом оно было погребено. Ведь Господь Всесилен, и воссоздать свое творение из праха для Него не составит никакого труда.
    Это утверждение находит свой отклик в 37-й главе книги пророка Иезекииля. По этому не совсем верно будет утверждать о том, что кремация абсолютно чужда православной практике.
    И последнее, на чем хотелось бы акцентировать внимание в данном вопросе, это  прагматизм.
    Нам уже давно знаком опыт православных христиан, живущих в странах, кардинально ограниченных территориально. В таких государствах как Япония, Италия, Турция и многих других православные христиане просто вынуждены кремировать своих усопших, поскольку процедура захоронения либо запрещена законодательно, либо стоимость земельного участка на кладбище настолько высока, что привычное для нас погребение в землю может позволить себе только очень богатый человек.
    По этому, совершив над телом усопшего принятый у нас в Церкви обряд погребения, усопшего кремируют, а его прах предается земле в специально отведенных местах.
    В таком случае, могила и надгробье не занимают кусок земли размером 2 на 1.5 метра, а являются гораздо меньше в ширине, к примеру – 50 см. на 50 см.
    Но суть погребения от этого абсолютно не изменяется.
  • Владимир, 44, Житомир
    Что делать если небо молчит ?
    В церковь хожу, пощусь, исповедуюсь, причащаюсь. Очень нужна помощь, но вымолить ее не могу.
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов) УПЦ Запорожье

    Приведу слова свт. Игнатия (Брянчанинова) в его слове "О молитве": «Все, чего не будете просить в молитве, веруйте, что получите, - и будет вам» (Мк.11:24), возвестил Господь.
    И потому, отвергнув всякое сомнение и двоедушие, неотступно пребывай молитвою при Господе, повелевшем «всегда молиться и не унывать» (Лк.18:1), то есть не приходить в уныние от тесноты молитвенной, которая, в особенности сначала, тягостна, невыносима для ума, привыкшего блуждать повсюду. Блаженна душа, которая молитвою непрестанно стучится в двери милосердия Божия и жалобами на «соперника» своего (Лк.18:3) – на насилующий ее грех – непрестанно утомляет Неутомимого...
    Иногда немедленно бывает услышано наше прошение; иногда же, по словам Спасителя, Бог долготерпит о нас (Лк. 18, 7), то есть нескоро исполняет просимое нами: Он видит, что нужно остановить на время это исполнение для нашего смирения, что нужно нам утомиться, увидеть нашу немощь, которая всегда обнаруживается очень резко, когда мы бываем предоставлены самим себе.
    Молитва, как беседа с Богом, сама собою – высокое благо, часто гораздо большее того, которого просит человек, – и милосердый Бог, не исполняя прошения, оставляет просителя при его молитве, чтоб он не потерял ее, не оставил это высшее благо, когда получит просимое благо, гораздо меньшее".
    Лучше и не скажешь. Помощи вам Божьей и терпения в молитве!
  • Николай, 45, Пологи, Запорожская область
    Моя родственница ходит в секту. Молится на незнакомом языке, видит видения, благодаря которым всех проклинает.
    При этом кричит, что она - пророк. Всех ненавидит.
    Что нам делать? Как ее остановить?
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов) УПЦ Запорожье

    Вам нужно всей семьёй ходить в храм, принимать участие в Таинстве Причастия.
    Дом нужно освятить и по возможности меньше общаться с Вашей свекровью.
    Поговорите со священником очно в Вашем храме, расскажите ему поподробнее, что происходит в Вашей семье.
    Ежедневно дома читайте молитвы: "Живый в помощи..." и "Да воскреснет Бог...".

    Храни Вас Господь!
  • Татьяна, 41, Запорожье
    Благословите. Помогите, пожалуйста, понять смысл слов молитвы Отче наш ...и не введи нас во искушение.
    Разве Господь может нас искусить? Благодарю.
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов) УПЦ Запорожье

    В послании апостола Иакова как раз написано об этом: «В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью» (Иак. 1, 13-14).
    Что за искушение тогда имеется в виду в этой молитве?Очевидно, то, которое идёт от мира сего, где, по словам апостола Иоанна, господствует «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2, 16). Этим соблазнам необходимо противостоять, но не всегда на это есть собственные силы.
    Поэтому и просим помощи у Бога, чтобы предохранил нас от таких искушений, дал силы противостоять им.В то же время есть и другое значение слова «искушение» в Писании – как испытание веры. Различные испытания непременно постигают каждого христианина в какие-то периоды его жизни.
    Например, апостол Пётр пишет: «Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.
    Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется» (1 Петра 4, 12-14).
  • Андрей, 21, Днепр
    Батюшка, где нужно ставить свечки за здравие в Храме?
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов) УПЦ Запорожье
    Уважаемый Андрей. Свеча символизирует молитву. Ее огонек, который стремится ввысь, должен напоминать человеку о том, куда в конечном итоге должна стремиться его душа. Поэтому ставить свечу без молитвы – это парадокс и даже язычество.
    Еще свеча – это жертва. В древности человек приносил в храм то, над чем трудился, что было плодом его рук. Это могли быть овощи, фрукты, животные. Позже, в новозаветное время, многие христиане делали свечи и пекли хлеб, которые тоже приносили в храм. Сегодня, понятное дело, не все имеют возможность и соответствующие знания для того, чтобы самому сделать свечу или, например, испечь просфору. Но это не отменяет жертвенного характера свечи или просфоры, ведь человек, когда берет их, все равно жертвует на храм от «плодов рук своих» – от зарплаты и т.д. Вопрос в другом – зачем эта жертва вообще нужна?
    Дело в том, что грехом человека в мир вошло зло. И вместе с человеком последствия этого зла терпит все творение. Но человек в своей духовной слепоте часто не замечает этого или не хочет замечать. Так вот, чтобы он всегда помнил о своей ответственности за все творение, а также о том, что всякий грех требует исправления, и была введена жертва. Ее смысл сегодня – это покаяние человека.
    Поэтому когда мы приходим в храм, очень важно заботиться не о том, на какой стороне поставить свечу, – за здравие можно ставить возле любой храмовой святыни. А о том, чтобы наша молитва за родных и близких была действенной. А это, в свою очередь, возможно только в том случае, если у нас будет покаянное чувство. Помните слова: «и остави нам долги наши, как и мы оставляем должником нашим». Вот что действительно важно.
  • Сергей, 25, Запорожье
    Скажите, батюшка, сколько раз можно быть крестным ?
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов) УПЦ Запорожье
    Этот вопрос на самом деле очень важен, ведь он затрагивает проблему ответственности человека, который решился стать восприемником человека в таинстве Крещения.
    И в первую очередь потому, что духовное восприемничество, то есть, если так можно выразиться, «крестноотцовство» – это важнейший шаг в жизни православного христианина, с которым приходит серьезная обязанность.
    Хотя наше номинально христианское общество и воспринимает участие в таинстве Крещения как некое «кумовство», на самом деле все намного серьезнее. Крестный отец/мать – это не просто человек, который раз в год приносит подарок ребенку на день рождения, но и тот/та, кто обязан отвечать за духовное наполнение своего крестника.
    Другими словами – брать активное участие в духовном воспитании ребенка, стараться контролировать его духовный мир и, конечно же, молиться день и ночь, чтобы ребенок не предал ту Печать, которую он получил при Крещении.
    Поэтому священнослужители во время Крещения всегда акцентируют внимание на том, что быть духовным восприемником – большая ответственность, к которой необходимо подходить крайне серьезно.
    Если вы чувствуете в себе достаточно духовных сил, чтобы быть духовным восприемником у множества детей – прекрасно, Церковь этого ни в коем случае не запрещает.
    Но мы должны помнить, что быть крестным – это серьезный труд, и что за каждого крестника мы дадим ответ перед Богом. Помогай Вам Бог.
  • Иван, 35, Днепр
    О чем говорит количество куполов на Храме?
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов) УПЦ Запорожье



    Уважаемый Иван, 
    Купол — отличительный признак именно славянской архитектуры, но вообще в Православии (например, на Балканах) не всегда храмвенчают куполом. Вполне могла быть просто двухскатная крыша, звонница и на ней крест. Такое сейчас часто встречается на территории бывшей Византии.

    Принято считать, что если у храма одна глава — это символ Христа, четыре главы и пятая в середине — символ евангелистов и Христа, три главы — Троица, 12 — Апостолы. 


    Но я думаю, что это больше относится к символике чисел в Православии и вообще в христианстве.
    Есть символика, допустим, ангельских чинов, церковных таинств, апостолов.
    Это числовые символы, которые в главках тоже используются. Но можно увидеть храмы без глав вообще, допустим, шатровый храм, на котором просто стоит крест.
    И
    главнымотличительным признаком храма все-таки является не главка, а крест.

Задать свой вопрос

Вопросы Священнику

Уважаемые посетители нашего Православного портала "Лазарева Суббота", сообщаем Вам, что в данном разделе нашего сайта Вы можеть задать вопрос священнику и получить онлайн ответ. Если Вы искали, где в Интернете можно задать вопрос батюшке этот раздел нашего православного сайта - то, что Вам нужно.

Вы можете задавать вопрос священнику онлайн абсолютно бесплатно и без регистрации. Перед тем как задать вопрос батюшке рекомендуем ознакомиться со списком вопросов-ответов, которые уже представлены в данном разделе

ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ ЗАДАТЬ ВОПРОС Оставило 346  человек.
Наверх