По благословению Владыки Иринея, митрополита Днепропетровского и Павлоградского и иеромонаха Селивана, монастырь Ватопед, Афон

Вопросы Батюшке

Задать вопрос священнику онлайн вы можете на этой странице.
Просим Вас не обращаться в рубрику с вопросами бытового характера, решить которые вы можете сами. 
Также просим прежде, чем задать вопрос, посмотреть ответы на интересующую вас тему в ранее задаваемых вопросах.
И конечно, поход в Церковь и личная беседа никогда не заменят электронной переписки.

Задать вопрос:

Да вы же робот!

  • Кирилл, 32, Харьков
    Как Церковь относится к войне?
    Отвечает протодиакон Николай Михайленко
    Вообще, в любом вопросе всегда надо избегать крайностей. Конечно, с точки зрения буквального толкования Ветхозаветной заповеди о том, что убивать нельзя, никаких крайностей тут быть не может – нельзя, значит нельзя.
    Однако в том же Ветхом Завете мы неоднократно встречаем факты того, как иудеи нарушали эту Заповедь, причем делали это… по повелению Бога. Поэтому вопрос о том, «можно» или «нельзя», в какой-то мере остается открытым.
    Во-первых, нужно отличать войну, как явление социального порядка, от убийства, как явления порядка криминального. И тут никаких двусмысленных толкований быть не может, потому что убийство другого человека, вызванное меркантильными мотивами, – это однозначно грех. Зависть, желание обладать имуществом другого, злость и ненависть – осуждаются всегда, на каждой странице Священного Писания и оправданы быть не могут. Другими словами, бытовое убийство не допускает позитивных трактовок.
    Но что делать, когда речь идет о защите Родины? И вот тут мы встречаем два подхода. Одна часть христиан категорически отвергает даже минимальную возможность участия в боевых действиях, в то время как другая эту возможность допускает. Кто прав?
    Давайте вспомним, что апостол Павел очень часто использовал  армейскую терминологию и выказывал прекрасное знакомство с амуницией солдата своего времени: «итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6, 14-17). То есть, как видим, апостол не отвергает огульно все, что имеет хотя бы какое-то отношение к армии и к воинскому искусству.
    В другом месте он прямо ассоциирует христианина с солдатом: «Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизается». (2Тим2, 3-5).
    Конечно, нужно всегда помнить, что «наша брань не против плоти и крови – а против духов злобы поднебесных». Но, с другой стороны, тот же апостол говорил, что даже меч может приносить определенную пользу, например, поддерживать порядок в обществе: «ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое».
    Поэтому, подводя итог, можно сказать, что Церковь всегда выступала и выступает против любых войн и военных действий, главным мотивом которых будет борьба за власть, ресурсы или желание мести. Христианин не может нападать – он может только защищаться. Любая захватническая война – это несомненное зло, которое всегда будет осуждаться Церковью.
  • Павел, 21, Днепр
    Существует ли молитва для успешной сдачи экзамена и какому святому нужно молиться?
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов) УПЦ Запорожье
    Какому святому молиться при надобности? Такой вопрос возникает у людей, которые, попадая в различные жизненные ситуации, нуждаются в помощи. Так, очень часто приходится слышать: какому святому мне молиться, чтобы выздороветь, чтобы поступить в университет, собрать урожай и т.д. Конечно, святые угодники Божии являются молитвенниками за другие души перед престолом Всевышнего, однако мы не должны прибегать к эдакому православному язычеству. Как в древности молились разным богам (Марс – бог войны, Афродита – богиня любви и т. д).
    Разумеется, заступничество святых действенно, но оно полезно и правильно тогда, когда в сердце и в разуме есть мысль о Божьей благодати, а не о мгновенном получении нужного. Сегодня задают вопросы студенты, кому молиться, чтобы успешно сдать сессию, экзамен, или поступить в ВУЗы. Ответ заключается в том, что молиться можно любому святому, главное, чтобы это не было единичное обращение и не с мыслью о мгновенном получении от святого ответа.
  • Анатолий, 54, Запорожье
    Чем наша, православная, Библия отличается от католической?
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов) УПЦ Запорожье

    Одним из главных отличий православной Библии от католической является количество книг, включенных в канон. На сегодняшний день канон складывается следующим образом: православная Библия – 50 книг Ветхого Завета (из них 11 – неканонических) и 27 книг Нового Завета, католическая – 45 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета (согласно католической энциклопедии).


    Все католические Библии восходят к латинскому переводу Вульгата. Православная Библия в части Ветхого Завета восходит к греческому переводу Септуагинта.


    Есть ошибки перевода, причем, поскольку референтные тексты разные, – они разные. Из наиболее забавных случаев «трудностей перевода» приведу пример с пророком Моисеем. На многих западноевропейских картинах и скульптурах Моисей изображен с рогами. Это произошло в результате неправильного латинского перевода. В тексте на иврите сказано, что, когда он спустился с горы, лицо его светилось (сияло, было окружено лучами), но из-за двузначности одного из слов латинские переводчики ошиблись в переводе и вместо «лучей» получились «рога». А поскольку Вульгата считается в католицизме богодухновенной, ошибка живет себе Бог знает сколько лет. Кстати, в современных переводах на европейские языки ее обычно исправляют.


    В Православии книги Ветхого Завета в греческой Библии совпадают с Септуагинтой (кроме Од и Псалмов Соломона, отсутствующих в греческой Библии).


    Ветхий Завет славянской Библии основан на Септуагинте, но на эту основу накладываются многочисленные влияния со стороны латинской Библии (Вульгаты). В синодальном переводе Библии на русский язык, выполненном в XIX веке, канонические книги Ветхого Завета переведены с еврейской Библии (Масоретского текста), но в отдельных случаях с Септуагинты, например (Ис 7, 14), а неканонические книги – с греческого (кодексов Септуагинты), кроме третьей книги Ездры, переведенной с латинской Вульгаты. В синодальном переводе дополнительные отрывки и стихи, взятые из Септуагинты, но не содержащиеся в еврейской Библии, помещаются в квадратных скобках [ ].


    К неканоническим (которые рассматриваются как полезные и назидательные, но не богодухновенные) книгам, помещаемым в славянскую Библию, наша Церковь относит 11 книг, о которых было сказано выше:



    1. Вторая книга Ездры (В Септуагинте – Ездры А)

    2. Книга Товита

    3. Книга Юдифи

    4. Книга Премудрости Соломона

    5. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова

    6. Послание Иеремии

    7. Книга пророка Варуха

    8. Первая книга Маккавейская

    9. Вторая книга Маккавейская

    10. Третья книга Маккавейская

    11. Третья книга Ездры, (переведена с латинской) и все дополнительные отрывки к Танаху, содержащиеся в Септуагинте


    В католицизме же состав канонических книг Ветхого Завета Библии (новая Вульгата), утвержденных на Тридентском соборе в 1546 году и подтвержденных на Ватиканском соборе 1871 года, входят так называемые второканонические (девтероканонические) книги, признанные имеющими равный авторитет и богодухновенность с книгами Танаха (ранее вошедшими в канон):



    1. Книга Товита

    2. Книга Иудифи

    3. Книга Премудрости Соломона

    4. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова

    5. Книга пророка Варуха с Посланием Иеремии (включена в книгу Варуха в качестве 6-й главы)

    6. Первая книга Маккавейская

    7. Вторая книга Маккавейская


    В католицизме также приняты как канонические многие отрывки, содержащиеся в Септуагинте, кроме 151-го Псалма и Молитвы Манассии. В отличие от православной Библии, в католической Библии отсутствует Третья книга Маккавейская, 151-й Псалом, Вторая и Третья книга Ездры, причем последние две помещались в приложении к Вульгате (с названием 3-я и 4-я книга Ездры) вместе с Молитвой Манассии.


    В греческих Православных Церквях (Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Элладская, Кипрская) дополнительные книги к Танаху называются «анагиноскомена» (то есть «рекомендуемые для чтения»), причем некоторые православные богословы называют их католическим термином – второканонические.


    На Поместном Иерусалимском Соборе 1672 года, на котором присутствовало около 70 архиереев и священников от большинства Православных Церквей, книги Премудрость Соломона, Книга Иудифи, Книга Товита, Книги Маккавейские, Премудрость Сираха и 13-я и 14-я главы книги Пророка Даниила (повесть о Сусанне и история о Виле и Драконе) были отнесены к числу канонических. А вот катехизис митрополита Филарета (Дроздова) не упоминает этих книг в составе книг Ветхого Завета. Сами греки понимают каноничность этих книг не в смысле их богооткровенности (богодухновенности), но том в смысле, что они входят в принятый ими состав Священного Писания.

  • Ксения, 43, Луцк
    Можно ли молиться за домашних питомцев?
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов) УПЦ Запорожье
    Блажен иже и скоты милует, говорит преподобный Исаак Сирин. При творении человека Бог назвал последнего венцом творения. В человеке соединилась нить связи между видимым миром и невидимым. Через человека вся тварь держит связь и с Богом, своим Творцом. И молиться за домашних питомцев не просто можно, а наша прямая обязанность – причем не только молиться, а добросовестно заботиться, создавая нужные им условия для жизни и памятуя, что их жизнь проходит на земле и на земле же заканчивается со смертью физической. При этом не надо забывать и правильно к ним относиться, без лишнего фанатизма.
  • Елена, 23, Днепр
    Почему православные священники не носят современную одежду?
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов) УПЦ Запорожье
    В Церкви все должно быть благообразно и чинно. Именно к этому призывает верующих апостол Павел в первом послании к Коринфянам. Если говорить о форме одежды, то в Святом Письме этому вопросу уделяется некоторое внимание. В том же первом послании к Коринфянам Павел поучает, что женщина не должна носить мужские одежды, а мужчины – женские. Что же касается формы одежды священников, то естественно это не могут быть драные джинсы, порванная майка или еще что-то вызывающее.
    То, что сейчас считается модой и трендом в одежде, не всегда совместимо со священнослужителями уже хотя бы потому, что священники должны во всем подавать пример... в том числе и в одежде. Поэтому среди священников наиболее популярна классическая форма одежды, а иногда – так называемая casual, то есть – повседневная.
    Проповедь священника происходит не только в храме с амвона, но и в повседневной жизни, в том числе – на улице, в магазине и где угодно еще. И везде священник должен оставаться священником.
  • Николай, 25, Херсон
    Как относиться к вещим снам?
    Отвечает протоиерей Тарасий Забудько УПЦ
    Святые отцы, в частности святитель Феофан Затворник, говорят, что сны бывают трех видов – от Бога, от плоти и от дьявола. Вместе с тем они подчеркивают, что отличить эти виды сна простому человеку чаще всего не под силу. Поэтому и обращать внимания на сны не надо. Единственное исключение – это случаи, когда сон способствует покаянию человека или участию в таинствах Церкви. Вот тогда на него надо реагировать соответствующим образом.
  • Иван, 34, Житомир
    Чем различаются ангел-хранитель и святой покровитель?
    Отвечает протоиерей Тарасий Забудько УПЦ

    Каждый православный христианин знает, что ангел-хранитель – это бесплотный дух, который сопутствует человеку всю его жизнь.
    Святая Церковь учит, что ангела-хранителя человек получает в таинстве святого Крещения. После запретительных молитв, цель которых – изгнать от крещаемого духа злобы, священник просит Бога, чтобы Он послал крещаемому ангела: «Сопрязи животу его ангела светла».
    Этот ангел помогает нам справиться со злом и грехом, а также предстоит за нас перед Богом в молитве и препровождает после смерти нашу душу к Богу.
    Церковь говорит, что ангельский мир состоит из трех триад. Первая – это серафимы, херувимы, престолы; вторая – господства, силы, власти, а третья – начала, архангелы, ангелы. Но чаще всего их называют просто – ангелы. Само слово «ангел» означает «посланник». И по сути, главная функция этих посланников – возвещать волю Божию и славословить Творца неба и земли.

    Мы не знаем ни точного количества всех ангелов, ни того, какие имена они носят. Из Священного Писания и Предания нам известно только о некоторых ангельских существах, имена которых Михаил, Гавриил, Уриил, Рафаил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил. Каждый из них выполняет особенную функцию.
    Также отдельного ангела-хранителя имеет не только каждый человек, но и каждая семья, государство и даже наша планета. В книге Второзакония мы читаем: «Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу ангелов Божиих» (Втор 32, 8).
    Отсюда понятно, что ангел-хранитель и небесный покровитель, в строгом смысле этого слова, – не одно и то же. Небесным покровителем в Православной Церкви принято называть святого, имя которого человек носит во время своей земной жизни.
    Церковь настоятельно рекомендует давать человеку, который становится частью Ее через таинство святого Крещения, имя того, кто причислен к лику святых. Именно к нему христианин обращается в молитве, потому что знает – святой все время предстоит перед Господом.
    Часто спрашивают: а как человек может узнать, кто из святых является его небесным покровителем? Для этого лучше всего выбрать святого, память которого наиболее близка (в календарном плане) к нашему имени. Тогда тот святой или святая, чья память приходится на этот день, и есть наш небесный покровитель, а день его памяти – день наших именин.
    Таким образом, можно говорить, что каждый христианин имеет двух невидимых защитников: ангела-хранителя и своего небесного покровителя.
    Это означает, что днем ангела надо считать день нашего крещения, а днем небесного покровителя или именинами – день памяти святого, имя которого носим. В эти дни надо обязательно сходить в храм, исповедаться и причаститься Святых Христовых таин.
    Кроме того, важно наследовать не только имя святого, которого мы почитаем как своего небесного покровителя, но и подражать его жизни и добрым делам.
  • Кирилл, 33, Харьков
    Дорогие Отцы! Как спастись в миру?
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов) УПЦ Запорожье
    Дорогой Кирилл, неужели Вы засомневались в возможности спастись в миру?
    В миру, как и в монастыре, возможно любить людей, творить добро, очищать сердце добрыми помыслами, черпая силу в молитве,
    Причастии, Евангелии, Псалтыре.
  • Виталий, 34, Житомир
    Батюшка! Каким образом соединяются различные каноны на Всенощных бдениях?
    Каков чин чтения канонов на этих службах? Как правило, на каноне труднее всего стоять службу, так как на слух эти молитвы сложно воспринимать: плохо слышно, сложный текст, особенности чтения и дикции и т.п. В итоге, ум рассеивается, фактически, личное участие в службе на это время прерывается и появляется большое желание уйти со службы пораньше..
    Чтение Иисусовой молитвы не очень удобно, так как прерывается известными возгласами канонов типа, припевов, точнее не знаю, как сказать. Кроме того, Иисусова молитва, даже в таких случаях, предполагаю, не всем подходит и разрешена.. Единственный выход: готовится заранее - брать с собой распечатку с текстом канонов, брошюры с текстами служб вообще..
    С этой целью задан вопрос...
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов) УПЦ Запорожье
    Дорогой Виталий!
    По первому вопросу: профанации покаяния на исповеди почти никогда не встречал, хотя грех осмысливается кающимися с разной глубиной. Видеть всю глубину своего греха - это дар Божий, которым в полной мере обладают только святые.
    Господь принимает любую исповедь, любое покаяние, если человек старается быть честным на исповеди и старается исправиться, а значит уже в какой-то степени невзлюбил свой грех. Господь принимает даже несовершенное покаяние по милосердию своему, покрывая немощь людей - не полное  осознание людьми своего греха.
    Лишь постепенно по мере духовного роста человека через Таинства Церкви и добродетели происходит прозрение и человек видит бездну своего падения и окончательно отвращается от греха. Итак - нужно участие в Св. Таинствах и упражнение по мере сил в Евангельских добродетелях. По второму вопросу: очень разнообразны сочетания канонов.
    Лучше всего купить "Богослужебные указания" этого года и там на каждый день подробно способ соединения канонов, а тексты службы святым (по Минее) есть на каждый день на сайте Православие.ру. Хорошая книга по уставу автора Розанова. 
    Но советую не пренебрегать Иисусовой молитвой, ее можно любому христианину творить в храме на Богослужении, когда не ясно, что поют или читают.
    Помощи Божией!
  • Алексей, 29, Днепр
    Добрый день ! Мы с супругой , приняли решение венчаться . Есть правила 3 дня соблюдать пост. Можно ли курить в эти 3 дня?
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов) УПЦ Запорожье
    Дорогой Алексей!
    Подготовка нужна собственно не столько перед Венчанием, сколько перед тесно связанным с Венчанием таинством Исповеди и Причастия. Либо утром в день Венчания, либо в ближайшие дни перед Венчанием очень и очень желательно посетить Литургию (Обедню) для Исповеди и Причастия.
    Это нужно, чтобы с чистой совестью, чистыми душой и телом соединяться в Браке, и чтобы Христос, войдя в каждого из Вас через Причастие, соединил Вас на очень глубоком уровне. А для Исповеди и Причастия нужна подготовка. Два-три дня посильный пост, вечером накануне Исповеди и Причастия продумать покаянно свои грехи (особенно против целомудрия и верности - каждый вн
    утри себя, друг другу грехи открывать не надо, а открыть перед священником). Так же с вечера накануне молитвенно прочесть из молитвослова "Последование к Святому Причащению" (это можно сделать вместе, по очереди вслух, или один читает, а второй слушает). Если трудно все это прочесть, то прочтите по мере сил, сколько сможете, но не ленитесь.
    Если не сможете воздержаться от курения эти 2-3 дня, то обязательно нужно утром перед Исповедью и Причастием не курить, не есть и не пить (быть строго натощак). Если между Причастием и Венчанием будет несколько дней промежутка, то в эти дни воздержитесь от интимных отношений, будьте в мире, любви, добре. Молитесь Богу, чтобы Он излил на Вас благодать и укрепил Ваш брак.
    После Венчания желательно периодически (хорошо хотя бы раз в месяц) исповедоваться и причащаться, чтобы Ваш брак все более наполнялся благодатью Бога.
    Помощи Божией и любви свыше Вам!
Задать свой вопрос

Вопросы Священнику

Уважаемые посетители нашего Православного портала "Лазарева Суббота", сообщаем Вам, что в данном разделе нашего сайта Вы можеть задать вопрос священнику и получить онлайн ответ. Если Вы искали, где в Интернете можно задать вопрос батюшке этот раздел нашего православного сайта - то, что Вам нужно.

Вы можете задавать вопрос священнику онлайн абсолютно бесплатно и без регистрации. Перед тем как задать вопрос батюшке рекомендуем ознакомиться со списком вопросов-ответов, которые уже представлены в данном разделе

ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ ЗАДАТЬ ВОПРОС Оставило 346  человек.
Наверх