По благословению Владыки Иринея, митрополита Днепропетровского и Павлоградского и иеромонаха Селивана, монастырь Ватопед, Афон

Вопросы Батюшке

Задать вопрос священнику онлайн вы можете на этой странице.
Просим Вас не обращаться в рубрику с вопросами бытового характера, решить которые вы можете сами. 
Также просим прежде, чем задать вопрос, посмотреть ответы на интересующую вас тему в ранее задаваемых вопросах.
И конечно, поход в Церковь и личная беседа никогда не заменят электронной переписки.

Задать вопрос:

Да вы же робот!

  • Елена, 44, Харьков
    Может ли священник служить две литургии за одни астрономические сутки? Одну утром, как обычно, а вторую - вечером, после совершения вечерни и утрени, на следующий церковный день?
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов)
    Здравствуйте, Елена. Сутки считаются от полуночи до полуночи. Об этом есть указания в "Свидетельстве учительном", помещенном в Служебнике. А Служебником пользуется каждый священник. В течение суток возможно только одно совершение литургии. Единожды в сутки на одном престоле, одним священником. Вот выписка из "Настольной книги священнослужителя": "Древнее правило определяет временем совершения Божественной литургии третий час, по нашему исчислению девятый. Она может быть совершена и раньше, и позднее, по требованию обстоятельств, но не после полудня и не ранее рассвета. Исключение составляют лишь некоторые дни, когда литургия совершается "порану" или соединяется с вечерней службой. Это день Святой Пасхи, дни Святой Четыредесятницы для литургии Преждеосвященных Даров, дни навечерий Рождества Христова и Богоявления, а также дни Великой субботы и Пятидесятницы. Священник не может совершать в один день более одной литургии. Участие уже служившего священника в тот же день в соборном совершении другой литургии недопустимо. На одном престоле в один день может быть совершена только одна литургия в силу единства принесенной Господом Иисусом Христом крестной жертвы". Хотя и совершаются несколько раз в году литургия в соединении с вечерней, но совершается она не в обычное для вечерни время, не вечером, а утром, так, чтобы литургия была совершена в светлое время суток. Литургия Преждеосвященных Даров, не содержит Евхаристии, а является просто Причащением, поэтому может совершаться и в вечернее время. Напомню, что в Великом Посту Евхаристия (полная литургия Василия Великого и Иоанна Златоуста с освящением Святых Даров), совершается только в субботу, воскресенье, Благовещение и Великий Четверток.

  • Павел, 34, Керчь
    Помогите разобраться в таком вопросе. Я верю, что Бог не подвержен изменению. Также и верю, что Иисус Христос, наш Спаситель, возшел на небеса вместе с человеческой природой т.к. в Иисусе Христе обе природы соединились нераздельно и навсегда, и тем самым человеческая природа через Иисуса Христа вошла в состав Святой Троицы. Моему непросвещенному уму кажется, что в Боге все-таки произошла перемена в тот момент, когда Иисус вознесся на небеса. Помогите мне найти ошибку в таких рассуждениях. Спаси Господи!
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов)
    Здравствуйте, Павел. Образ соединения естеств, Божественного и человеческого, во Христе, Халкидонский орос, определяет четырьмя отрицаниями (апофатически): неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо. Вы обратили внимание только на последние два, "нераздельно и неразлучно". Теперь обратите внимание на то, что это третье и четвертое определение, а первое и второе указывают на "неслитность и неизменность" природ во Христе. Ни человеческая природа ничего не приобрела, несвойственного ей, ни Божественная природа не претерпела изменений.
    Человечество было "воипостазировано" - воспринято Сыном, как вторым Лицом Святой Троицы, а не воспринято в единую природу (сущность) Божества, Единой и неделимой Святой Троицы. Иначе бы и Бог, и человек изменились, а этого не произошло. И даже в Ипостаси Сына, Его Личности, не произошло превращения в нечто среднее между Божеством и человечеством. Орос описывает свойства соединения апофатически, потому что ничего катафатического о нем нельзя сказать, не исказив истины. Мы не видим даже собственной тварной природы, видим только кожу, как же нам судить о природе Божества? Поэтому Святой Собор просто отсекает все то, что истину искажает, но саму истину не формулирует, за неимением возможности логического осмысления этого вопроса. Тайна Богобытия не может быть осмыслена умом, но может быть познана опытом. Как выразили отцы - Бог познается по силе жития. Тайну внутрибожественного бытия познают в Царстве Божием, о котором Христос сказал, что оно внутри нас. Вход в него узок, и не многие находят его. Но те, что вошли, увидели там истину, которую невозможно высказать человеческим языком. Опыт передать словами невозможно. Опыт можно только повторить. Чтобы ищущие познания Бога на своем опыте не заблудились, отцы поставили для них ориентиры. Эти ориентиры - догматические определения и аскетические поучения. Они находятся в нашей системе координат, но пользуясь ими и понуждая себя к соответствующему образу мыслей, образу жизни, мы можем приобрести опыт, соответствующий нашему устроению, о Боге, о Промысле, о Любви. В первенствующей Церкви только таковых, познавших Бога в келье своего сердца, и называли богословами, а не тех, кто здорово говорит о Боге. Думаю, что Вам вполне по силам и небесполезно будет прочесть труды преп. Исаака Сирина: и "Слова подвижнические", и "О Божественных тайнах".
  • Мария, 45, Умань
    Некоторое время назад мне снилась смерть мамы несколько раз, после последнего подобного сна мама умерламесяц назад. Теперь мне снится что умирает мой мужснилось такое уже 2 раза. Еще часто снится что мама как будто ожила. Ничего не понимаю. Помогите понять к чему все это. Что мне делать??? Очень переживаю за мужа.
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов)
    Дорогая Мария, не пугайтесь снов, а все свои страхи поверяйте Господу Богу в молитве. Раз стали беспокоиться о муже, особо помолитесь за него, хорошо святое Евангелие почитать. Благослови Вас Бог!
  • Анна, 20, Сумы
    Мне 20 лет, я еще ни разу не читала Псалтырь, но в храме услышала, как женщины между собой разделяли кафизмы и собирались читать весь пост эту книгу. Зачем это делать?
    Отвечает протоиерей Вадим Шаповалов (Запорожье)

    «Пение псалмов души украшает, ангелы на помощь призывает, демоны прогоняет, отженет тьмы, содевает святыню; человеку грешному  укрепление ума есть, заглаживает грехи; подобно есть милостыням святым; прибавляет веру, надежду, любовь... Бога показует, похоти телесные угашает, гнев сокрушает... любой грех отгоняет... человека просвещает, ум открывает, всякое зло убивает... Кто носит в памяти и любит псалмы, тот... не отпадет никогда и ни в чем, и не будет бесполезным мольбам его, но и напоследок перед Богом обрадуется» (блаж. Августин).


    Чтение Псалтыри действительно вызывает глубокие молитвенные чувства в человеке. Псалтырь утешает в скорби, успокаивает душу. Молясь по этой книге, мы прежде всего восхваляем Бога. Также псалмы имеют и покаянное содержание. Они подсказывают нам слова, которые помогают искренне раскаяться перед Господом, открыть Ему свою душу. Можно сказать, что через царя и пророка Давида Сам Бог дал нам Псалтирь как пример и образец молитвы.


    Церковь всегда обращала особое внимание на молитву по Псалтири. Среди монахов раньше считалось естественным знание этой книги наизусть.


    Часто псалмы читают в тех или иных личных нуждах, или за других людей: о здравии или о упокоении. Сегодня в практике православных есть благочестивый обряд чтения Псалтыри по обоюдному согласию, когда несколько верующих людей за 24 часа прочитывают всю книгу полностью. Каждый читает выделенную специально для него кафизму, и поминает всех тех, кто вместе с ним читает Псалтырь. На следующие сутки книга читается заново. Если что-то помешало одному из участников прочитать необходимый раздел, то он читает на следующий день то, что должен был прочитать накануне. Опыт показывает, что такая соборная молитва имеет особую силу.


    Если вы впервые держите в руках эту книгу, то нужно знать несколько правил, которые помогут правильно читать Псалтырь. Прежде всего, подойдите к своему духовнику и попросите благословения на чтение, а заодно и узнайте эти правила. И помните: чтобы понять смысл написанного в этой книге, и сделать эти слова своей молитвой, нужно читать не спеша, вдумчиво, осознанно, и главное - благоговейно. Бог в помощь!

  • Елена, 59, Житомир
    Доброго дня. Храним волосики срезанные еще в младенчестве у нашего сыночка. Ему сейчас 38 лет.Это сделала бабушка. Она умерла 15 лет назад.Мы не знаем как поступить с волосиками? И вообще можно ли хранить их? И как хранение волос оказывает влияние на судьбе человека?Кстати, у него не все благополучно в жизни. Нет уверенности и твердости в жизни. Хотя, я мать, ежедневно молюсь Богу, Пресвятой Богородице о нем. Сейчас у нас разногласия в семье. Я предлагаю сжечь волосики. Как отразиться на сыне? Наверняка я говорю что-то неугодное Богу.
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов) УПЦ Запорожье
    В современной практике употребления волос после пострижения нет единства.
    Древний обычай говорит о том, что волосы должны оставаться в храме, а не выдаваться родителям.
    Они являются жертвой человека Богу, поэтому остаются в храме, обычно их определяют вместе с крещальной водой в особый сливной колодец.
    Попробуйте отдать эти волосы в храм, если повезет, заберут и определят куда положено.
    Если не заберут, оставьте где-нибудь на территории у ограды храма. Могло ли это как-то негативно повлиять на судьбу Вашего сына - я не знаю.
  • Ольга, 44, Симферополь
    Очень трудно даётся совершение вечернего молитвенного правила.
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов) УПЦ Запорожье
    Оттого вечером не бывает охоты молиться, что человек никак не совладает с собой, чтобы хоть немного умягчить свою душу…
    Кончат, например, свои утренние молитвы и думают, что в отношении к Богу всё тем  и исполнено; затем целый день только дело за делом, а к Богу и не обратятся; разве к вечеру придёт на мысль, что вот опять скоро надо становиться на молитву…
    Вот эту неправость (не всеобщую ли почти?) и надобно исправить: т.е. надо сделать так, чтоб душа не тогда только к Богу обращалась, когда стоишь на молитве, но и в продолжение всего дня, сколько можно, непрерывнее душа возносилась к Нему и пребывала с Ним. (Святитель Феофан Затворник)
  • Кирилл, 33, Сумы
    Не лучше ли отложить Крещение до того времени, когда ребёнок сможет сам сознательно сказать, что он верит в Бога?
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов) УПЦ Запорожье
    Раз Бог даровал родителям ребёнка, у которого есть не только тело, но и душа, то и заботиться они должны не только о его телесном возрастании. Таинство Крещения есть духовное рождение, которое является первым и незаменимым шагом на пути к вечному спасению.
    В Крещении благодать Божия освящает естество человека, омывая первородный грех и наделяя даром жизни вечной.
    Только крещёный ребёнок способен полноценно приобщаться к святыням, причащаться, вообще воспринимать благодать, которая убережёт его от многих искушений и пороков в период возрастания и взросления. А кто откладывает Крещение ребёнка, тот оставляет маленькую душу доступной воздействию греховного мира.
    Конечно, маленький ребёнок ещё не может выразить своей веры, но это не значит, что родители должны пренебречь его душой. Далеко не всегда учитываются желания маленьких детей по многим важным для них вопросам.
    Например, некоторые дети боятся и не хотят посещать больницу, но ведь родители, даже вопреки их желанию, лечат их.
    А Таинства Церкви, первое из которых – Крещение, есть духовное врачевство и то духовное питание, в котором нуждаются дети, хотя они ещё и не осознают этого.
  • Иван, 45, Запорожье
    Здравствуйте. У меня был пиджак, который я перестал носить и отдал отцу. Когда отец умер, его похоронили в этом пиджаке. Не отразится это на мне?
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов) УПЦ Запорожье
    Ваш вопрос говорит о наличии суеверий, которые прочно занимают умы некоторых даже верующих в Бога людей. Не может одежда нести в себе ни благословений, ни проклятий.
    Вам нужно отслужить панихиду по умершему (если он был православным христианином) и все свои страхи рассказать на исповеди священнику. Можно даже и епитимью попросить (епитимья — вид духовного «наказания», подразумевающего для исправления выполнение какого-либо «задания») для того, чтобы, выполняя ее, глубже осознать укоренившийся в вас грех суеверия.
  • Андрей, 34, Сумы
    Здравствуйте, батюшка. Недавно разбилось зеркало. Прочитал о негативном воздействии разбитого зеркала — и на душе неспокойно. Подскажите, это на самом деле так страшно? Какие молитвы читать?
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов) УПЦ Запорожье
    Зеркало — это не священный предмет.
    Так что вопрос ваш тоже свидетельствует о живучести суеверий. Когда мы приносим в дом какие-то новые предметы (в том числе и зеркала), то нужно все их кропить освященной водой. Как и все хрупкие предметы, зеркала рано или поздно могут разбиться.
    Дух лукавый только и ищет повода, чтобы повергнуть нас в страх и уныние. Мой совет — не придавать никакого значения этому событию, а поблагодарить Бога за то, что Он послал вам ответ на ваше затруднение.
  • Елена, 38, Полтава
    Батюшка, мне 38 лет, мужчины нет. Какому святому помолиться?
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов) УПЦ Запорожье
    О всех наших нуждах нужно в первую очередь молиться Богу.
    Читайте акафист Иисусу Сладчайшему. Молитва — это труд, и немалый.
    Но он обязательно увенчается успехом, если будете искренне верить, что Бог вас слышит.
Задать свой вопрос

Вопросы Священнику

Уважаемые посетители нашего Православного портала "Лазарева Суббота", сообщаем Вам, что в данном разделе нашего сайта Вы можеть задать вопрос священнику и получить онлайн ответ. Если Вы искали, где в Интернете можно задать вопрос батюшке этот раздел нашего православного сайта - то, что Вам нужно.

Вы можете задавать вопрос священнику онлайн абсолютно бесплатно и без регистрации. Перед тем как задать вопрос батюшке рекомендуем ознакомиться со списком вопросов-ответов, которые уже представлены в данном разделе

ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ ЗАДАТЬ ВОПРОС Оставило 346  человек.
Наверх