По благословению Владыки Иринея, митрополита Днепропетровского и Павлоградского и иеромонаха Селивана, монастырь Ватопед, Афон

Вопросы Батюшке

Задать вопрос священнику онлайн вы можете на этой странице.
Просим Вас не обращаться в рубрику с вопросами бытового характера, решить которые вы можете сами. 
Также просим прежде, чем задать вопрос, посмотреть ответы на интересующую вас тему в ранее задаваемых вопросах.
И конечно, поход в Церковь и личная беседа никогда не заменят электронной переписки.

Задать вопрос:

Да вы же робот!

  • Владимир, 35, Ужгород
    В юности очень сильно нагрешил. Потом покаялся, стал православным. Но никак не могу вымолить помощи у Господа. Думаю что из-за прошлых грехов. Что мне делать? Не могу справиться со своими проблемами. А жить с ними очень тяжело. И упросить Господа избавить меня от этих проблем не могу. Уверен, что Господь не хочет мне помочь из-за прошлых тяжелых грехов. Но я ведь покаялся в них на исповеди и больше подобного не повторяю. Посоветуйте, что мне делать
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов)
    Очень отрадно, что вы покаялись в прежних грехах и изменили свою жизнь. Но вместе с тем надо помнить, что есть такое понятие, как последствие греха. Это как шрам после серьезной травмы: прошло много времени, уже ничего не болит, а шрам остался на всю жизнь. Так и с грехом: когда человек искренне кается, исправляет свою жизнь, то Господь прощает ему грехи. Но последствия остаются, которые проявляются, в том числе, и в житейских проблемах, боли, страданиях и т.д. Вспоминайте благоразумного разбойника: он на кресте висел и испросил прощения у Христа, но его страдания на этом не окончились, он продолжал дальше висеть на кресте и страдать до самой смерта.
    И в нашей жизни так же: грех прощен, но страдания за него могут продолжаться. И это в какой-то степени хорошо: ведь лучше здесь, в этой временной жизни, пострадать, где можно хоть выплакать свое горе, помолиться, нежели в жизни будущей, где такой возможности не будет.
    Помощи Божьей вам!
  • Наталья, 41, Киев
    Помогите понять. Не совсем понимаю смысл иконы почитаемого святого Иоанна Крестителя, на которой он держит чашу с младенцем. А на некоторых иконах в такой же чаше находится голова взрослого мужчины с бородой. Заранее спасибо за ответ.
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов)
    Добрый день, Наталия! Приветствую Ваше желание узнать больше о православной иконе. Существует несколько видов икон святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. И все они имеют определенный смысл.
    1. Младенец в чаше, которую держит святой Иоанн-Креститель, — это Богомладенец Иисус Христос. Это намёк на пророческие слова Иоанна о миссии Иисуса, символическое изображение Христа (Мф. 11:10—11; Лк. 7:27—28).
    2. Чаша, в которой лежит голова, — параллель с жертвенной чашей Евхаристии: Иоанн предшествовал Христу и рождением, и смертью.
    Спаси Вас Господь!
  • Захар, 27, Запорожье
    Приветствую, столкнулся с такой мыслью, что молясь напрямую богу я нарушаю какую-то религиозную субординацию, может я ошибаюсь но всё-таки мне кажется что у каждого должен быть покровитель которому можно молится, и тут я наткнулся на проблему, я не знаю кто мой покровитель или как его выбрать , нашёл свидетельство о таинстве крещения, здесь я записан как Захарий. Дата рождения - 30.07.1991 , дата крещения - 24.08.1991. Вы мне не поможете ? Или дайте совет.
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов)
    Здравствуйте, уважаемый Захар!

    Молясь Богу напрямую, Вы никакой субординации не нарушаете и нарушить не можете. Представьте на мгновение, что для общения с вашими родителями, Вам вдруг понадобился какой-либо особенный посредник... Ведь это просто невозможная ситуация! 
    Так и в случае с молитвой - никакого посредника не надо. Сам Господь наш Иисус Христос учил нас молиться Отцу Небесному начиная со слов "Отче наш..."(Мф 6:9). А святой апостол и Евангелист Иоанн прямо говорит "...А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими..." (Иоан. 1-12).
    Молитва, по очень точному определению святых отцов есть "Возношение ума и сердца к Богу" Поэтому, повторюсь, никакого посредника между Вами и Богом на молитве быть не должно и не может. 
    Другое дело, что существуют как бы два вида молитвы. Молитва ЧАСТНАЯ- это когда мы молимся дома одни; читая утреннее или вечернее правило, молясь перед едой, или просто перед началом какого-нибудь дела. 
    И молитва ОБЩЕСТВЕННАЯ - это когда мы пребываем на богослужении в храме, или просто собираемся вместе, чтобы помолиться Богу в каком-либо особенном случае (похороны, панихиды, молебен и пр.)
    В этом случае, как и во всяком общественном деле, появляется ПРЕДСТОЯТЕЛЬ - человек который возглавляет общую молитву. В храме это священнослужитель. В прочих случаях - человек, который читает текст самой молитвы. 
    Общественная молитва никоим образом не отменяет Вашего личного в ней участия. Вы просто как-бы вливаетесь в общий поток обращенный к нашему Небесному Владыке.
    А теперь поговорим о наших небесных покровителях. 
    Их у нас двое. Первый - это Ангел-хранитель. Он дается каждому человеку при рождении. Он призван оберегать и наставлять нас в течении всей нашей жизни. Ему есть особая утренняя и вечерняя молитва и следует заметить, что голос совести - очень часто бывает голосом именно ангела-хранителя который имеет особое попечение о спасении Вашей души. 
    Второй небесный покровитель - это святой имя которого мы носим. Покровителя этого мы приобретаем при крещении. Поэтому на Руси день крещения очень часто называли - именинами. 
    Вы имеете честь носить имя замечательного человека - новозаветного священника Захарии. Отца, по свидетельству самого Спасителя, "Величайшего из рожденного женами" - пророка и предтечи Крестителя Иоанна. А теперь подумайте сами- каким должен был быть отец, чтобы Бог даровал ему такого сына!
    И теперь этот человек, там, во Царствии Небеснем предстоя у престола Божия молится в числе прочих и о Вас. Поверьте, Вам есть чем гордиться, и есть к кому обратиться в особых обстоятельствах Вашей жизни. 
    В заключенние, я бы посоветовал Вам приобрести образ святого праведного Захарии и ежедневно читать молитву ему, вознося Ваш ум и сердце к Богу.
  • Мария, 33, Симферополь
    Батюшка, назрел такой вопрос, не знаем, как быть — мы любители домашних животных, и нам часто подкидывают малышей, ну куда ж девать живые душечки, ютим у себя. Да вот кошек уже три собралось молодых, начнут гулять — что с котятами делать, ума не приложу! Котят топить не можем, да и грех это наверное?, Может стерилизовать кошек в такой ситуации — лучший выход? Иначе ведь их расплодиться столько, что хоть самим впору будет подкидывать кому-то…
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов)
    Добрый день, Мария! Очень похвально, что Вы проявляете милосердие к братьям нашим меньшим, животным, находящихся рядом с нами! Мне известны люди с аналогичной ситуацией, когда им подбрасывают маленьких, слабых, больных котят. Они выхаживают их, лечат, кормят. И когда те подрастают, то стерилизуют их, и не только девочек, но и мальчиков тоже. Мне кажется,  это наилучший выход в таком случае: проявив милосердие к котенку, человек избегает последующего греха убийства. И совесть человека не будет мучить, и уйдет необходимость делать трудный выбор. Храни Вас Бог за Ваше доброе сердце и неравнодушие! 
  • Кирилл, 29, Сумы
    У меня есть вопрос: когда человек умирает, он попадает в рай или ад, не важно, но что дальше, ведь это не конец? И почему некоторые люди помнят, кем они были в прошлой жизни, а это значит, они умирали, потом попали в рай или ад, и что, они обратно вернулись на землю? Как это понять?
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов)
    В таинстве смерти происходит разделение единого человеческого существа на душу и тело. Тело без души - труп, и душа без тела - не человек, а только душа человека. Тело предают земле, где оно разлагается на атомы. А душа не исчезает, но пребывает там, где может продолжать свое неполноценное существование в ожидании воскресения и восстановления целостности человеческого существа. В зависимости от духовного устроения, она оказывается в месте, которое в точности ему соответствует. Душа, привыкшая к страстям и греху, оказывается в аду, а душа, приобретшая навыки добродетелей - в раю. Но это временное состояние, до всеобщего воскресения. Человек рождается единожды. Феномен "воспоминания прежних жизней" объясняется просто. Мы имеем генетическую память восходящую до Адама - первого человека, в определенных условиях отдельные фрагменты этой памяти проникают в сознание в виде неопределенных, смутных образов. Это не воспоминание нашей "прошлой жизни", это вообще не наша жизнь. Все, что происходит с человеком, записывается в его генетическую память. Его поступки и помыслы. Грехи, страсти, добродетели, преступления. Все до мельчайшей черточки. Эта память не ограничивается самим индивидуумом, но передается его прямому потомству. Из рода в род, из поколения в поколение. Родовая, или генетическая память. Вот так можно понимать.
  • Светлана, 38, Мелитополь
    Добрый день, батюшка! Очень люблю православный телеканал«Союз», в т.ч. лекции профессора А.И. Осипова - восхищают его ум и память, много полезного можно узнать. Но буквально вчера повергли в шок его слова о том, что креститься нужно в сознательном возрасте. Мы знаем, что людей бессознательных не причащают, а маленькие дети что могут осознавать – ничего, что, принимая крещение, взрослый человек сможет прочувствовать всё это таинство, а младенец - он ничего не понимает. И большинство/многие или все не помню святые крестились взрослыми. И на вопрос из зала «куда попадут некрещеные дети?» ответил: «конечно, в рай». Причем, это не его личное мнение, во всем Алексей Ильич ссылается на святых отцов: «там всё это есть». Мы как раз собираемся крестить ребенка, и с мужем недавно обсуждали эту тему, он не воцерковлён и не видит необходимости в такой спешке, а я считаю, и так надолго затянули малышке 8 мес. Мнения своего не поменяла, но как всё-таки правильно, и почему в церкви нам говорят одно, а с экрана любимого канала слышим другое?
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов)
    Крещение - это ведь не магический ритуал, который вне самой человеческой личности воздействует на его природу, это Таинство духовного рождения. Обещание Богу чистой совести, верности, праведности. Весь смысл и строй Евангельского учения о крещении, чинопоследования крещения, подразумевает сознательное исповедование Христа, веру непогрешительную и решимость впредь жить по этой вере. А.И. Осипов в этом вопросе "америку не открыл". Но и традиция крещения младенцев сложилась в недрах Церкви - как естественный вывод из учения о первородном грехе как глубинном повреждении природы человека, а через него и всего бытия. Хоть младенец и не сознает смысла, но так же как и взрослый подчинен законам естества. Какого естества? Глубоко больного. Родители же обязуются ввести чадо уже после крещения в то сознание, которое необходимо для искреннего принятия Христа. К сожалению, в наше время крещение воспринимается как механическое действие, не зависящее от самого человека. Крестили - все, уже христианин. Нет! Христианином еще надо стать. Так же, как ребенка родили - и что, он уже человек? А если его мартышкам отдать на воспитание, что будет? Если Вы сами ведете жизнь христианскую и можете этому научить ребенка, крестите. Никаких сомнений не должно быть. И упомянутый Осипов то же самое говорит, во всяком случае, в тех лекциях, которые я сам слышал. Сам я стараюсь детей от года до пяти не крестить. В этом возрасте они еще ничего не разумеют настолько, чтобы можно было объяснить даже элементарную суть происходящего, но зато прекрасно понимают, что с ними делают что-то против их воли. Зачем такой отпечаток оставлять на душе? Поэтому, или совсем кроху, или когда можно будет нормально поговорить и объяснить. Бояться, что что-нибудь произойдет с некрещеным младенцем, не надо. За всю историю Церкви только один блаженный Августин, да и тот - представитель западного христианства, - высказал мнение, что некрещеные младенцы в случае смерти попадают в ад, но это мнение не принял ни один святой отец. И у Церкви такого учения нет. В тех случаях, когда Вы сталкиваетесь с, как кажется, противоположными мнениями о вопросах веры, ищите ответа у Святых Отцов Православной Церкви. Кажется, у святителя Иоанна Златоуста на все темы есть Слово. Читайте его. Помоги Вам Бог.
  • Игорь, 34, Днепр
    Я стараюсь научиться внутренней молитве: Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй меня грешную. А Вы в некоторых рекомендациях советуете произносить: Господи, Иисусе Христе, помилуй меня. Подскажите мне, пожалуйста, можно ли молиться более короткой молитвой? И ещё, как научиться видеть себя хуже всех и не иметь мнения о себе?
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов)
    Правильно произносить молитву Иисусову целиком: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного (грешную)".
    В случае, когда трудно удержать внимание ума от рассеяния, можно ее сократить. Это не я придумал, такую практику рекомендуют отцы. Подробнее о молитве Иисусовой прочтите у святителя Игнатия Брянчанинова в первом томе "Аскетических опытов". Видение себя хуже всех не может быть достигнуто иначе, чем постоянным понуждением себя к исполнению заповедей Христовых. Внушить себе, что я, дескать, хуже всех, невозможно. Вернее, возможно, но это не смирение будет, а гордыня. А смирение просто не задается такими вопросами, оно видит себя повязанным грехами, и все. А в других людях греха не видит. А если видит, то не осуждает, а вспоминает свои грехи. Об этом почитайте у Аввы Дорофея. Вот Вам и духовное чтение определилось. Помоги Вам Бог.
  • Ольга, 44, Сумы
    Здравствуйте! Я бы хотела узнать у Вас про перерождение душ после смерти, услышать Вашу точку зрения.
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов)
    Здравствуйте, Ольга. Это учение характерно для всех языческих религий. "Язычество" называется так, потому, что слово "язык" в славянском языке означает народ, нацию. Другими словами, язычество - это "народная религия". Все языческие религии основаны не на Откровении Божества, а на народном мифотворчестве, и истину не отражают. Истину мы видеть и познавать неспособны по состоянию глубокой поврежденности нашей природы, наших чувств и ума. Отчасти познать и пережить истину мы можем только, если сам Бог нам ее откроет. Христианство - это религия Откровения. Оно содержит учение о Боге, мире и человеке, так, как открыл его Бог, а не выдумал человек. Христианство учит, что человек рождается только один раз. Его личность неуничтожима, вечна. Человек представляет собой единое, неделимое существо, а не состоит из "обезьяны и ангела", и только в результате грехопадения произошло разделение единого существа на душу и тело. Смерть наступает, когда тело изнашивается, повреждается и больше не может поддерживать общения с душой. Душа, оставив тело, пребывает в месте, отведенном ей Богом, в соответствии с ее устроением. Благочестивая душа оказывается в раю, а душа отвергающая Господа - в аду. Но это временное состояние. Мы чаем воскресения мертвых и жизни будущего века, когда восстановится единство человеческой природы и всей природы. Душа и тело вновь обретут единство целостного человеческого существа. У души может быть только одно тело, у тела только одна душа. А феномен "воспоминания прежних жизней" объясняется генетической памятью. Все, что происходит с нами, все, что мы делаем, думаем, желаем, каждое наше слово и помыслы, все до мельчайших подробностей сохраняется в памяти. Объем памяти практически безграничен. На генетическом уровне сохраняется память всех предшествующих поколений рода. Иногда, при определенных обстоятельствах, а чаще всего по болезни или наваждению диавольскому, происходит снятие "защитной блокировки" с маленького участка этой генетической памяти, и человек как бы "вспоминает" обстоятельства, при которых он сам никогда не присутствовал. Язычество интерпретировало это явление в духе собственной мифологемы.

  • Ольга, 34, Запорожье
    Хотела бы спросить: 1.Несколько лет назад выписала по почте в журнале Мир книги книгу матушки Фотинии, по ее советам купила в церкви ленточку с молитвами, надо ее положить над входной дверью от несчастий, каждому члену семьи купила такой поясок, и мы носим их при себе в сумочке, сын в школьной сумке. Скажите, правильно ли я сделала, если нет, то как надо, и есть ли вообще в православной церкви такая матушка? 2. Купила в церкви масло в бутылочке, освященное, а что с ним делать, не знаю я недавно начала ходить в церковь и многого не знаю. Оглядываясь назад, понимаю, что живу совсем не так, как надо православному христианину, много народных суеверий, которым учили с детства, теперь стараюсь по-новому построить свою жизнь, по заповедям Божиим. И еще хотела бы спросить. Когда мне было лет 10-12, приезжал священник и крестил всех желающих. Это проходило в каком-то домике, нас не окунали в воду, а брызгали водой всех сразу, имя не давали. Надо ли еще раз креститься?
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов)
    Здравствуйте, Ольга. Книжонку эту надо сжечь, чтобы никому больше не попалась в руки. Особа эта организовала вполне оккультную, секту. Назначила себя ее главой, и распространяет чушь среди религиозно неграмотного населения. Даже если Вы купили в нормальной церкви какую-то ленточку с молитвами, сама по себе она Вам никакой пользы не принесет и ни от чего не защитит. Вещественные святыни только тогда на пользу человеку, когда он правую веру исповедует. И, следовательно, правильно воспринимает и использует эти святыни. А без этого можно обвешаться чем угодно, толку не будет, а вот вред очевиден - языческое, магическое восприятие вещей, событий и самого Бога. Мы руководствуемся не "матушками" и "батюшками", а признанными святыми отцами Православной Церкви. Обязательно надо иметь духовное чтение, соответствующее образу жизни. Мирянину подойдет чтение святителя Иоанна Златоуста, преп. Аввы Дорофея, прав. Иоанна Кронштадтского. Освященное масло можно употреблять по-разному, если это натуральное растительное масло, то можно в пищу добавить, а если ароматизированное, то помазывать им лоб крестообразно с молитвой: "Господи, благослови. Во имя Отца и Сына и Святого Духа". Крещение, если нет технической возможности совершать погружением, может быть совершено обливанием. Но сам чин крещение и крестильная формула должны быть правильно употреблены. Троекратно: "Крещается раб Божий (раба Божия), (имярек): Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. Исвятаго Духа. Аминь". Перед крещением совершается помазание елеем, а после крещения помазание миром. Если так и было, то крещение действительно, никак его дополнять, а тем более повторять, не надо. Если есть сомнения, то надо обратиться в ближайший храм, непосредственно к служащему священнику, все объяснить. Если Ваши сомнения обоснованы, то священник может назначить крещение с особой формулой: "Крещается, аще некрещена...", и далее все по чину. Это не будет считаться повторением Таинства, т.к. крещение возможно только один раз в жизни. Но если крещение было совершено неправильно, незаконно, или вообще это было не крещение, а какой-нибудь молебен водосвятный с окроплением водой, то это и будет единственное и неповторимое, и действительное крещение.
  • Екатерина, 49, Симферополь
    Здравствуйте, дорогой батюшка! Возможно, мой вопрос Вам покажется достаточно странным, дело в том, что в моей жизни давно уже происходит череда очень болезненных личная жизнь, работа, здоровье неудач, я стараюсь как можно чаще ходить в церковь, причащаться, исповедоваться, прошу искренне прощения, стараюсь сама меняться внутренне, совершать добрые дела, но ничего не меняется, а иногда становится еще хуже от усердных молитв, иной раз вера просто теряется, руки опускаются... Очень много вопросов в голове возникает, почему так происходит, но понятно, что правда известна только Господу. Вот меня интересует вопрос, когда люди после смерти попадают на небо, они узнают правду, почему так получалось у них все в земной жизни, рассказывает ли Господь нам про наши ошибки? Мне было бы очень интересно узнать, почему люди, с которыми меня сводила жизнь, так больно предавали меня. Извините, если это действительно глупый вопрос.
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов)
    Здравствуйте, Екатерина. Одного еще не хватает Вам - постоянного понуждения себя к благодарности Богу.
    Благодарите Бога за все, что с Вами происходит. И за скорби в первую очередь. Все это горькие лекарства для нашей отравленной души. Обязательно читайте святых отцов. Начните с того, что прочтите десять раз "Душеполезные поучения" преп. Аввы Дорофея. Но, не для того, чтобы прочесть, а для руководства своего ума, для изменения образа мыслей, жизни, отношения к себе, к миру, к людям. Мы не видим истины не потому, что Бог ее скрывает, а потому, что глаза наши одебелили. Не солнце скрывается от слепого, а просто глаза его ослепли и не видят солнца.
    Мы узнаем все, все причины, все следствия. Встретим всех, и тех, кого любим, и тех, кого нет, даже тех, кому сделали гадость. Все откроется во мгновение ока, но не будет уже иметь ценности. Мы заботимся об освещении ночью, но когда встает солнце, нам уже нет нужды в лампочках и свечках. А в будущем веке Господь будет сиять нам вместо солнца. Этот день никогда не прейдет, будет вечным.
Задать свой вопрос

Вопросы Священнику

Уважаемые посетители нашего Православного портала "Лазарева Суббота", сообщаем Вам, что в данном разделе нашего сайта Вы можеть задать вопрос священнику и получить онлайн ответ. Если Вы искали, где в Интернете можно задать вопрос батюшке этот раздел нашего православного сайта - то, что Вам нужно.

Вы можете задавать вопрос священнику онлайн абсолютно бесплатно и без регистрации. Перед тем как задать вопрос батюшке рекомендуем ознакомиться со списком вопросов-ответов, которые уже представлены в данном разделе

ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ ЗАДАТЬ ВОПРОС Оставило 346  человек.
Наверх