По благословению Владыки Иринея, митрополита Днепропетровского и Павлоградского и иеромонаха Селивана, монастырь Ватопед, Афон

Вопросы Батюшке

Задать вопрос священнику онлайн вы можете на этой странице.
Просим Вас не обращаться в рубрику с вопросами бытового характера, решить которые вы можете сами. 
Также просим прежде, чем задать вопрос, посмотреть ответы на интересующую вас тему в ранее задаваемых вопросах.
И конечно, поход в Церковь и личная беседа никогда не заменят электронной переписки.

Задать вопрос:

Да вы же робот!

  • Ольга, 44, Сумы
    Здравствуйте! Я бы хотела узнать у Вас про перерождение душ после смерти, услышать Вашу точку зрения.
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов)
    Здравствуйте, Ольга. Это учение характерно для всех языческих религий. "Язычество" называется так, потому, что слово "язык" в славянском языке означает народ, нацию. Другими словами, язычество - это "народная религия". Все языческие религии основаны не на Откровении Божества, а на народном мифотворчестве, и истину не отражают. Истину мы видеть и познавать неспособны по состоянию глубокой поврежденности нашей природы, наших чувств и ума. Отчасти познать и пережить истину мы можем только, если сам Бог нам ее откроет. Христианство - это религия Откровения. Оно содержит учение о Боге, мире и человеке, так, как открыл его Бог, а не выдумал человек. Христианство учит, что человек рождается только один раз. Его личность неуничтожима, вечна. Человек представляет собой единое, неделимое существо, а не состоит из "обезьяны и ангела", и только в результате грехопадения произошло разделение единого существа на душу и тело. Смерть наступает, когда тело изнашивается, повреждается и больше не может поддерживать общения с душой. Душа, оставив тело, пребывает в месте, отведенном ей Богом, в соответствии с ее устроением. Благочестивая душа оказывается в раю, а душа отвергающая Господа - в аду. Но это временное состояние. Мы чаем воскресения мертвых и жизни будущего века, когда восстановится единство человеческой природы и всей природы. Душа и тело вновь обретут единство целостного человеческого существа. У души может быть только одно тело, у тела только одна душа. А феномен "воспоминания прежних жизней" объясняется генетической памятью. Все, что происходит с нами, все, что мы делаем, думаем, желаем, каждое наше слово и помыслы, все до мельчайших подробностей сохраняется в памяти. Объем памяти практически безграничен. На генетическом уровне сохраняется память всех предшествующих поколений рода. Иногда, при определенных обстоятельствах, а чаще всего по болезни или наваждению диавольскому, происходит снятие "защитной блокировки" с маленького участка этой генетической памяти, и человек как бы "вспоминает" обстоятельства, при которых он сам никогда не присутствовал. Язычество интерпретировало это явление в духе собственной мифологемы.

  • Ольга, 34, Запорожье
    Хотела бы спросить: 1.Несколько лет назад выписала по почте в журнале Мир книги книгу матушки Фотинии, по ее советам купила в церкви ленточку с молитвами, надо ее положить над входной дверью от несчастий, каждому члену семьи купила такой поясок, и мы носим их при себе в сумочке, сын в школьной сумке. Скажите, правильно ли я сделала, если нет, то как надо, и есть ли вообще в православной церкви такая матушка? 2. Купила в церкви масло в бутылочке, освященное, а что с ним делать, не знаю я недавно начала ходить в церковь и многого не знаю. Оглядываясь назад, понимаю, что живу совсем не так, как надо православному христианину, много народных суеверий, которым учили с детства, теперь стараюсь по-новому построить свою жизнь, по заповедям Божиим. И еще хотела бы спросить. Когда мне было лет 10-12, приезжал священник и крестил всех желающих. Это проходило в каком-то домике, нас не окунали в воду, а брызгали водой всех сразу, имя не давали. Надо ли еще раз креститься?
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов)
    Здравствуйте, Ольга. Книжонку эту надо сжечь, чтобы никому больше не попалась в руки. Особа эта организовала вполне оккультную, секту. Назначила себя ее главой, и распространяет чушь среди религиозно неграмотного населения. Даже если Вы купили в нормальной церкви какую-то ленточку с молитвами, сама по себе она Вам никакой пользы не принесет и ни от чего не защитит. Вещественные святыни только тогда на пользу человеку, когда он правую веру исповедует. И, следовательно, правильно воспринимает и использует эти святыни. А без этого можно обвешаться чем угодно, толку не будет, а вот вред очевиден - языческое, магическое восприятие вещей, событий и самого Бога. Мы руководствуемся не "матушками" и "батюшками", а признанными святыми отцами Православной Церкви. Обязательно надо иметь духовное чтение, соответствующее образу жизни. Мирянину подойдет чтение святителя Иоанна Златоуста, преп. Аввы Дорофея, прав. Иоанна Кронштадтского. Освященное масло можно употреблять по-разному, если это натуральное растительное масло, то можно в пищу добавить, а если ароматизированное, то помазывать им лоб крестообразно с молитвой: "Господи, благослови. Во имя Отца и Сына и Святого Духа". Крещение, если нет технической возможности совершать погружением, может быть совершено обливанием. Но сам чин крещение и крестильная формула должны быть правильно употреблены. Троекратно: "Крещается раб Божий (раба Божия), (имярек): Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. Исвятаго Духа. Аминь". Перед крещением совершается помазание елеем, а после крещения помазание миром. Если так и было, то крещение действительно, никак его дополнять, а тем более повторять, не надо. Если есть сомнения, то надо обратиться в ближайший храм, непосредственно к служащему священнику, все объяснить. Если Ваши сомнения обоснованы, то священник может назначить крещение с особой формулой: "Крещается, аще некрещена...", и далее все по чину. Это не будет считаться повторением Таинства, т.к. крещение возможно только один раз в жизни. Но если крещение было совершено неправильно, незаконно, или вообще это было не крещение, а какой-нибудь молебен водосвятный с окроплением водой, то это и будет единственное и неповторимое, и действительное крещение.
  • Екатерина, 49, Симферополь
    Здравствуйте, дорогой батюшка! Возможно, мой вопрос Вам покажется достаточно странным, дело в том, что в моей жизни давно уже происходит череда очень болезненных личная жизнь, работа, здоровье неудач, я стараюсь как можно чаще ходить в церковь, причащаться, исповедоваться, прошу искренне прощения, стараюсь сама меняться внутренне, совершать добрые дела, но ничего не меняется, а иногда становится еще хуже от усердных молитв, иной раз вера просто теряется, руки опускаются... Очень много вопросов в голове возникает, почему так происходит, но понятно, что правда известна только Господу. Вот меня интересует вопрос, когда люди после смерти попадают на небо, они узнают правду, почему так получалось у них все в земной жизни, рассказывает ли Господь нам про наши ошибки? Мне было бы очень интересно узнать, почему люди, с которыми меня сводила жизнь, так больно предавали меня. Извините, если это действительно глупый вопрос.
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов)
    Здравствуйте, Екатерина. Одного еще не хватает Вам - постоянного понуждения себя к благодарности Богу.
    Благодарите Бога за все, что с Вами происходит. И за скорби в первую очередь. Все это горькие лекарства для нашей отравленной души. Обязательно читайте святых отцов. Начните с того, что прочтите десять раз "Душеполезные поучения" преп. Аввы Дорофея. Но, не для того, чтобы прочесть, а для руководства своего ума, для изменения образа мыслей, жизни, отношения к себе, к миру, к людям. Мы не видим истины не потому, что Бог ее скрывает, а потому, что глаза наши одебелили. Не солнце скрывается от слепого, а просто глаза его ослепли и не видят солнца.
    Мы узнаем все, все причины, все следствия. Встретим всех, и тех, кого любим, и тех, кого нет, даже тех, кому сделали гадость. Все откроется во мгновение ока, но не будет уже иметь ценности. Мы заботимся об освещении ночью, но когда встает солнце, нам уже нет нужды в лампочках и свечках. А в будущем веке Господь будет сиять нам вместо солнца. Этот день никогда не прейдет, будет вечным.
  • Елена, 44, Харьков
    Может ли священник служить две литургии за одни астрономические сутки? Одну утром, как обычно, а вторую - вечером, после совершения вечерни и утрени, на следующий церковный день?
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов)
    Здравствуйте, Елена. Сутки считаются от полуночи до полуночи. Об этом есть указания в "Свидетельстве учительном", помещенном в Служебнике. А Служебником пользуется каждый священник. В течение суток возможно только одно совершение литургии. Единожды в сутки на одном престоле, одним священником. Вот выписка из "Настольной книги священнослужителя": "Древнее правило определяет временем совершения Божественной литургии третий час, по нашему исчислению девятый. Она может быть совершена и раньше, и позднее, по требованию обстоятельств, но не после полудня и не ранее рассвета. Исключение составляют лишь некоторые дни, когда литургия совершается "порану" или соединяется с вечерней службой. Это день Святой Пасхи, дни Святой Четыредесятницы для литургии Преждеосвященных Даров, дни навечерий Рождества Христова и Богоявления, а также дни Великой субботы и Пятидесятницы. Священник не может совершать в один день более одной литургии. Участие уже служившего священника в тот же день в соборном совершении другой литургии недопустимо. На одном престоле в один день может быть совершена только одна литургия в силу единства принесенной Господом Иисусом Христом крестной жертвы". Хотя и совершаются несколько раз в году литургия в соединении с вечерней, но совершается она не в обычное для вечерни время, не вечером, а утром, так, чтобы литургия была совершена в светлое время суток. Литургия Преждеосвященных Даров, не содержит Евхаристии, а является просто Причащением, поэтому может совершаться и в вечернее время. Напомню, что в Великом Посту Евхаристия (полная литургия Василия Великого и Иоанна Златоуста с освящением Святых Даров), совершается только в субботу, воскресенье, Благовещение и Великий Четверток.

  • Павел, 34, Керчь
    Помогите разобраться в таком вопросе. Я верю, что Бог не подвержен изменению. Также и верю, что Иисус Христос, наш Спаситель, возшел на небеса вместе с человеческой природой т.к. в Иисусе Христе обе природы соединились нераздельно и навсегда, и тем самым человеческая природа через Иисуса Христа вошла в состав Святой Троицы. Моему непросвещенному уму кажется, что в Боге все-таки произошла перемена в тот момент, когда Иисус вознесся на небеса. Помогите мне найти ошибку в таких рассуждениях. Спаси Господи!
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов)
    Здравствуйте, Павел. Образ соединения естеств, Божественного и человеческого, во Христе, Халкидонский орос, определяет четырьмя отрицаниями (апофатически): неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо. Вы обратили внимание только на последние два, "нераздельно и неразлучно". Теперь обратите внимание на то, что это третье и четвертое определение, а первое и второе указывают на "неслитность и неизменность" природ во Христе. Ни человеческая природа ничего не приобрела, несвойственного ей, ни Божественная природа не претерпела изменений.
    Человечество было "воипостазировано" - воспринято Сыном, как вторым Лицом Святой Троицы, а не воспринято в единую природу (сущность) Божества, Единой и неделимой Святой Троицы. Иначе бы и Бог, и человек изменились, а этого не произошло. И даже в Ипостаси Сына, Его Личности, не произошло превращения в нечто среднее между Божеством и человечеством. Орос описывает свойства соединения апофатически, потому что ничего катафатического о нем нельзя сказать, не исказив истины. Мы не видим даже собственной тварной природы, видим только кожу, как же нам судить о природе Божества? Поэтому Святой Собор просто отсекает все то, что истину искажает, но саму истину не формулирует, за неимением возможности логического осмысления этого вопроса. Тайна Богобытия не может быть осмыслена умом, но может быть познана опытом. Как выразили отцы - Бог познается по силе жития. Тайну внутрибожественного бытия познают в Царстве Божием, о котором Христос сказал, что оно внутри нас. Вход в него узок, и не многие находят его. Но те, что вошли, увидели там истину, которую невозможно высказать человеческим языком. Опыт передать словами невозможно. Опыт можно только повторить. Чтобы ищущие познания Бога на своем опыте не заблудились, отцы поставили для них ориентиры. Эти ориентиры - догматические определения и аскетические поучения. Они находятся в нашей системе координат, но пользуясь ими и понуждая себя к соответствующему образу мыслей, образу жизни, мы можем приобрести опыт, соответствующий нашему устроению, о Боге, о Промысле, о Любви. В первенствующей Церкви только таковых, познавших Бога в келье своего сердца, и называли богословами, а не тех, кто здорово говорит о Боге. Думаю, что Вам вполне по силам и небесполезно будет прочесть труды преп. Исаака Сирина: и "Слова подвижнические", и "О Божественных тайнах".
  • Мария, 45, Умань
    Некоторое время назад мне снилась смерть мамы несколько раз, после последнего подобного сна мама умерламесяц назад. Теперь мне снится что умирает мой мужснилось такое уже 2 раза. Еще часто снится что мама как будто ожила. Ничего не понимаю. Помогите понять к чему все это. Что мне делать??? Очень переживаю за мужа.
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов)
    Дорогая Мария, не пугайтесь снов, а все свои страхи поверяйте Господу Богу в молитве. Раз стали беспокоиться о муже, особо помолитесь за него, хорошо святое Евангелие почитать. Благослови Вас Бог!
  • Анна, 20, Сумы
    Мне 20 лет, я еще ни разу не читала Псалтырь, но в храме услышала, как женщины между собой разделяли кафизмы и собирались читать весь пост эту книгу. Зачем это делать?
    Отвечает протоиерей Вадим Шаповалов (Запорожье)

    «Пение псалмов души украшает, ангелы на помощь призывает, демоны прогоняет, отженет тьмы, содевает святыню; человеку грешному  укрепление ума есть, заглаживает грехи; подобно есть милостыням святым; прибавляет веру, надежду, любовь... Бога показует, похоти телесные угашает, гнев сокрушает... любой грех отгоняет... человека просвещает, ум открывает, всякое зло убивает... Кто носит в памяти и любит псалмы, тот... не отпадет никогда и ни в чем, и не будет бесполезным мольбам его, но и напоследок перед Богом обрадуется» (блаж. Августин).


    Чтение Псалтыри действительно вызывает глубокие молитвенные чувства в человеке. Псалтырь утешает в скорби, успокаивает душу. Молясь по этой книге, мы прежде всего восхваляем Бога. Также псалмы имеют и покаянное содержание. Они подсказывают нам слова, которые помогают искренне раскаяться перед Господом, открыть Ему свою душу. Можно сказать, что через царя и пророка Давида Сам Бог дал нам Псалтирь как пример и образец молитвы.


    Церковь всегда обращала особое внимание на молитву по Псалтири. Среди монахов раньше считалось естественным знание этой книги наизусть.


    Часто псалмы читают в тех или иных личных нуждах, или за других людей: о здравии или о упокоении. Сегодня в практике православных есть благочестивый обряд чтения Псалтыри по обоюдному согласию, когда несколько верующих людей за 24 часа прочитывают всю книгу полностью. Каждый читает выделенную специально для него кафизму, и поминает всех тех, кто вместе с ним читает Псалтырь. На следующие сутки книга читается заново. Если что-то помешало одному из участников прочитать необходимый раздел, то он читает на следующий день то, что должен был прочитать накануне. Опыт показывает, что такая соборная молитва имеет особую силу.


    Если вы впервые держите в руках эту книгу, то нужно знать несколько правил, которые помогут правильно читать Псалтырь. Прежде всего, подойдите к своему духовнику и попросите благословения на чтение, а заодно и узнайте эти правила. И помните: чтобы понять смысл написанного в этой книге, и сделать эти слова своей молитвой, нужно читать не спеша, вдумчиво, осознанно, и главное - благоговейно. Бог в помощь!

  • Елена, 59, Житомир
    Доброго дня. Храним волосики срезанные еще в младенчестве у нашего сыночка. Ему сейчас 38 лет.Это сделала бабушка. Она умерла 15 лет назад.Мы не знаем как поступить с волосиками? И вообще можно ли хранить их? И как хранение волос оказывает влияние на судьбе человека?Кстати, у него не все благополучно в жизни. Нет уверенности и твердости в жизни. Хотя, я мать, ежедневно молюсь Богу, Пресвятой Богородице о нем. Сейчас у нас разногласия в семье. Я предлагаю сжечь волосики. Как отразиться на сыне? Наверняка я говорю что-то неугодное Богу.
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов) УПЦ Запорожье
    В современной практике употребления волос после пострижения нет единства.
    Древний обычай говорит о том, что волосы должны оставаться в храме, а не выдаваться родителям.
    Они являются жертвой человека Богу, поэтому остаются в храме, обычно их определяют вместе с крещальной водой в особый сливной колодец.
    Попробуйте отдать эти волосы в храм, если повезет, заберут и определят куда положено.
    Если не заберут, оставьте где-нибудь на территории у ограды храма. Могло ли это как-то негативно повлиять на судьбу Вашего сына - я не знаю.
  • Ольга, 44, Симферополь
    Очень трудно даётся совершение вечернего молитвенного правила.
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов) УПЦ Запорожье
    Оттого вечером не бывает охоты молиться, что человек никак не совладает с собой, чтобы хоть немного умягчить свою душу…
    Кончат, например, свои утренние молитвы и думают, что в отношении к Богу всё тем  и исполнено; затем целый день только дело за делом, а к Богу и не обратятся; разве к вечеру придёт на мысль, что вот опять скоро надо становиться на молитву…
    Вот эту неправость (не всеобщую ли почти?) и надобно исправить: т.е. надо сделать так, чтоб душа не тогда только к Богу обращалась, когда стоишь на молитве, но и в продолжение всего дня, сколько можно, непрерывнее душа возносилась к Нему и пребывала с Ним. (Святитель Феофан Затворник)
  • Кирилл, 33, Сумы
    Не лучше ли отложить Крещение до того времени, когда ребёнок сможет сам сознательно сказать, что он верит в Бога?
    Отвечает протоиерей Вадим (Шаповалов) УПЦ Запорожье
    Раз Бог даровал родителям ребёнка, у которого есть не только тело, но и душа, то и заботиться они должны не только о его телесном возрастании. Таинство Крещения есть духовное рождение, которое является первым и незаменимым шагом на пути к вечному спасению.
    В Крещении благодать Божия освящает естество человека, омывая первородный грех и наделяя даром жизни вечной.
    Только крещёный ребёнок способен полноценно приобщаться к святыням, причащаться, вообще воспринимать благодать, которая убережёт его от многих искушений и пороков в период возрастания и взросления. А кто откладывает Крещение ребёнка, тот оставляет маленькую душу доступной воздействию греховного мира.
    Конечно, маленький ребёнок ещё не может выразить своей веры, но это не значит, что родители должны пренебречь его душой. Далеко не всегда учитываются желания маленьких детей по многим важным для них вопросам.
    Например, некоторые дети боятся и не хотят посещать больницу, но ведь родители, даже вопреки их желанию, лечат их.
    А Таинства Церкви, первое из которых – Крещение, есть духовное врачевство и то духовное питание, в котором нуждаются дети, хотя они ещё и не осознают этого.
Задать свой вопрос

Вопросы Священнику

Уважаемые посетители нашего Православного портала "Лазарева Суббота", сообщаем Вам, что в данном разделе нашего сайта Вы можеть задать вопрос священнику и получить онлайн ответ. Если Вы искали, где в Интернете можно задать вопрос батюшке этот раздел нашего православного сайта - то, что Вам нужно.

Вы можете задавать вопрос священнику онлайн абсолютно бесплатно и без регистрации. Перед тем как задать вопрос батюшке рекомендуем ознакомиться со списком вопросов-ответов, которые уже представлены в данном разделе

ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ ЗАДАТЬ ВОПРОС Оставило 346  человек.
Наверх