По благословению Владыки Иринея, митрополита Днепропетровского и Павлоградского и иеромонаха Селивана, монастырь Ватопед, Афон

Закхей. С чего начинается обращение ко Христу

Хочется вспомнить о… Закхее.
Том самом маленьком Закхее, который подкарауливал Христа и залез на дерево, чтобы Его увидеть (ср. Лк. 19, 1–10). О нем Писание говорит, что он был начальник мытарей и человек богатый. Обладая властью и богатством, он был велик и значим в собственных глазах – и мал и ненавистен в глазах окружающих. Да и сам к окружающим относился без должной любви, причиняя обиды и отнимая нажитое, за что и прослыл человеком грешным.
Закхей – образ человека, чутко оберегающего свое личное пространство и не позволяющего вмешиваться в свою жизнь каким-либо нравственным нормам. Он имел в своем обществе высокое социальное положение, используя это положение, неправедно приобрел богатство и мог позволить себе многое. Власть, на которую он трудился, создавала иллюзию стабильного благополучия на долгие годы, и не было оснований полагать, что произойдут какие-либо благие изменения в нравственном облике этого человека. Однако они произошли: он довольно легко раздвинул пределы своего личного пространства, впустил в него Христа, Который и переродил его.
И начальные причины подобного перерождения должны стать предметом нашего пристального внимания, ибо в положении Закхея сегодня остаются многие наши братья и сестры. Близкие нам по крови и не очень. Мы должны говорить с человеком языком понятий, доступных нашему слушателю О Закхее говорится, что он искал видеть Иисуса. Он слышал о Христе от других и знал, что это – Чудотворец и оригинальный Проповедник, говорящий много необычного. Это внешнее знание пробудило в нем интерес к личности Христа, и он делает первые шаги навстречу Ему – идет к Его тропе и залезает на дерево. О чем это может сказать нам? Заинтересованность – начальная причина веры.
Апостол Павел говорит, что вера рождается от слышания (ср. Рим. 10, 17), но чтобы человек не просто слышал, а слушал, необходимо говорить так, чтобы слушать это было интересно. И это нужно иметь в виду, когда мы рассказываем о Христе людям, еще пока далеким от Него.
Подобно апостолу Павлу, который для всех сделался всем (1Кор. 9, 22), мы должны говорить с человеком языком понятий, доступных и даже близких нашему слушателю. С кинокритиком или кинолюбителем легко говорить о христианстве в контексте беседы о кинематографе. Можно и «Остров» Лунгина вместе посмотреть, или «Солярис» и «Сталкер» Тарковского. С любителем рока хорошо обсудить оперу «Юнона и Авось», с любителем живописи – сходить в Третьяковку. Со школьниками можно поговорить на темы фильмов «Аватар» или «Хроники Нарнии: лев, колдунья и платяной шкаф» – этот фильм вообще метафорически повествует о Воскресении Христовом. Если с нами живет близкий человек, которому неинтересен кинематограф, живопись или рок, и предел его увлечений – еда, рыбалка и ток-шоу, то и в этом случае не следует отчаиваться. Промыслительные действия Божии в нашей жизни столь многообразны и глубоки, что в любом важном событии можно почувствовать заботу любящего нас Бога и рассказать об этом близкому. Только бы не забыть помолиться перед рассказом о Боге Самому Богу, чтобы рассказ получился достойным.
Сегодня надобно Мне быть у тебя в доме Если заинтересованность достигнута, и ваш собеседник, так сказать, «залез на смоковницу», не спешите тащить его в храм на Причастие! Вспомните первую заповедь, с которой обратился Христос к Закхею: сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме (Лк. 19, 5).
Не всякому Христос говорит сразу «следуй за Мной», а спешит сперва Сам посетить его. Порой и неоднократно посетить. Апостол Петр, как известно, не сразу оставил семью и прилепился ко Христу, а лишь после того, как Христос многократно побывал у него дома и даже исцелил его тещу. Христу подобает стать частым Гостем в нашем доме, если мы желаем, чтобы за Ним пошли наши домочадцы. И здесь дело за нами! За теми из нас, кто уже уверовал и хочет приобщить к вере близких. Для этого необходима лишь самая «малость»: надо, чтобы Христа они увидели в нас! Например, если ты муж, то возлюби свою жену, как Христос возлюбил Церковь. Возлюби ее как свое тело, грей и питай ее – и она полюбит тебя как Христа, а значит, и Христа полюбит. Ты жена? Тогда повинуйся мужу своему, как Церковь повинуется Христу во всем. Всегда помни о том, что ты – тело его и помощница, а он – глава. А решения кто принимает? Глава. Поэтому довольствуйся своим положением советчицы, а последнее слово оставляй за главой. Поступая так, сохранишь главное для семьи – мир, а сохранив мир, приведешь в семью и Миротворца – Христа, Который уж сообразит, как обратить твоего мужа.
Покаяние, рожденное любовью Есть и еще замечательный момент в повествовании о Закхее. Христос приходит к нему в дом разделить его трапезу, и все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку (Лк. 19, 7). Услышав это, Закхей из опасения, что Христос оставит его, приносит Ему искреннее покаяние с обещанием и достойных плодов его: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо (Лк. 19, 8). Что было причиной глубокого покаяния Закхеева, сопряженного с обещанием исправиться? – Любовь Христа, которую он очень боялся потерять, а отнюдь не указание на его грехи со стороны присутствующих! Эти последние стали лишь своего рода «детонатором», поднявшим на поверхность то, что уже лежало в глубине души Закхея.
Причиной же была любовь Христа, чуждая, как видно из текста, какого-либо упрека. Христос указывает нам путь любви, лишенной навязчивого морализаторства Вот здесь мы и находим очень важный для себя урок! Нередко в порыве лишенного рассудительности «агрессивного миссионерства» мы начинаем «обращать ко Христу» своих единокровных путем нападок и упреков. Они, несчастные, бывают вынуждены слышать от нас нечто подобное: «Вот, ты все болеешь и страдаешь, а все потому, что Бога забыл(а), не исповедуешься и не причащаешься»; или «Твой бог – телевизор, а Бога истинного ты уже совсем забыл(а)»; или «Тебе лишь бы поесть, а на дворе вообще-то пост». Вариантов много, но во всех рефреном повторяется одно: злословие ближнего за то, что он еще не пришел к Богу. Но разве эта справедливо с нашей стороны, когда нам известно, что вера – это дар Божий? Мы в таких случаях склонны говорить, что говорим все это ради их же блага, но вот что об этом пишет преподобный Иоанн Лествичник, игумен Горы Синайской: «Услышав, что некоторые злословят ближних, я запретил им; делатели же сего зла в извинение отвечали, что они делают это из любви и попечения о злословимом. Но я сказал им: “оставьте такую любовь”, чтобы не оказалось ложным сказанное: “оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях” (Пс. 100, 5). Если ты истинно любишь ближнего, как говоришь, то не осмеивай его, а молись о нем втайне; ибо сей образ любви приятен Богу»[1].
И Христос неслучайно ни единым словом не попрекает Закхея. Он указывает нам единственный способ, которым мы можем помочь нашим ближним обратиться к Богу: путь самоотверженной любви, лишенной ненужного навязчивого морализаторства. Ныне пришло спасение дому сему Спасение достигает Закхея как отклик на его покаяние.
Нельзя не заметить: Господь говорит о его спасении лишь после того, как вполне обнаружен и засвидетельствован многими грех Закхея, и после того, как Закхей, отметая всякое самооправдание, говорит о решимости возместить зло многократным добром. Подобный внутренний процесс – своего рода путь, который всякий христианин обязан проложить в своем сердце, открывая его для спасительной поступи благодати Духа. Всякого человека спасение достигает лишь тогда, когда он вполне увидит свой грех, исповедает его перед Богом без всякого самооправдания и будет исполнен решимости грех оставить, а зло по возможности возместить.
Но для начала нужно все-таки допустить Христа в «свой дом», разорвав порочный круг своего личного пространства, привыкшего совсем к другим гостям. Мудрый Закхей, услышав слова Христовы: Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме, сразу откликается на призыв и принимает Христа. Звучит этот Христов призыв и в наше апокалиптическое время: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20). Будет звучать он и до скончания века, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19, 10).
Но многие ли откликнутся на этот призыв?
ЛАЗАРЕВА СУББОТА

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Похожие статьи:

Написать комментарий:

Да вы же робот!

Наверх