По благословению Владыки Иринея, митрополита Днепропетровского и Павлоградского и иеромонаха Селивана, монастырь Ватопед, Афон

Блаженнейший Онуфрий рассказал, как правильно определить волю Божию

Блаженнейший Митрополит Онуфрий пояснил, как правильно определить волю Божию, как удостовериться, что ты идешь путем спасения и что такое христианская свобода.

18 июля 2020 года Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий рассказал, что такое христианская свобода, как правильно определить волю Божию, и как удостовериться, что ты идешь путем спасения. Об этом сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.

Говоря о том, как правильно определить волю Божию, Предстоятель сказал: «Волю Божию познают несколькими путями: есть путь познания воли Божией через духовника. А бывает такое, что какая-то мера духовного совершенства уже есть в человеке и он эту волю Божию спрашивает сам в молитве, как преподобный Силуан Афонский молился и Бог открывал ему. Но это не откровение в буквальном смысле, что Бог каждый раз являлся ему и говорил: "Ты вот то делай и то". Опытные разбираются: что от Бога, что от плоти, а что от диавола. Но появляется вопрос: а что делать нам, неопытным, если мы находимся в затруднительном положении и хотим поступить по воле Божией? Нам, немощным и неопытным, также надо делать выбор воли Божией через молитву, то есть молиться, как умеем. Даже при том сумбурном состоянии, которое у нас есть, мы должны вопрошать: "Господи, Ты Сам знаешь как", - и Бог управляет. Так бывает, что даже и мыслей нет понятных, а Бог так направляет, что раз - и сделал правильно. Бог умеет это делать».

По словам первоиерарха, в своих попытках удостовериться, идет ли человек путем спасения, он не должен доверять своим чувствам. Нужно надеяться «в своем спасении не на свои дела, не на свои подвиги, а только на милость Божию. Делать все, что возможно для меня, чтобы исполнять Заповеди Божии. Конечно, мы не все исполним так, как нужно исполнять, но если кто-то исполняет все Божии повеления в совершенстве, все равно ему надо сказать: «Господи, я Твой раб и сделал то, что должен был сделать. Прости меня, Господи, и подари мне недостойному ту благодать и силу, которая вводит человека в Рай». Эта спасительная благодать является особенным даром Божиим, о котором надо умолять Бога всем: и тем, кто живет на земле свято, и тем, кто еще не может победить грех».

Предстоятель рассказал, что такое христианская свобода: «Христианская свобода - это свобода от греха. Это и есть самая настоящая свобода. Но та свобода, которую сегодня проповедуют с экранов телевизоров, - это свобода греха, она работает на то, чтобы подчинить человека греху. Христос пришел на землю для того, чтобы показать человеку истинное поле его жизни, рамки его деятельности. Если человек находится в середине этого поля, он является свободным. Если он выходит за пределы этого поля, то он уже раб греха. А следствие греха - неверие, отчаяние.

Отчаяние - это духовный паралич, то есть то состояние души, которое ведет человека к смерти. Если человек покоряется отчаянию, он становится духовным паралитиком. Чувство отчаяния может быть временами у каждого монаха, у каждого человека. Бог попускает его, чтобы мы лично увидели, какая некрасивая и безобразная духовная смерть. Но попускает Господь отчаяние человеку в меру духовного уровня этого человека. И Господь хочет, чтобы человек боролся с отчаянием, не слушал и не верил тем помыслам и чувствам, которыми отчаяние связывает человека. Если мы будем молиться, смиряться и трудиться, то отчаяние не победит нас, а если мы возлюбим Господа, то отчаяние не приблизится к нам».

Отвечая на вопрос, как он укрепляет людей в столь сложное для Украины время, Блаженнейший Онуфрий отметил: «Я не укрепляю - Бог укрепляет человека. Мы должны пытаться направить человека к Богу, повернуть его к Богу. Для этого вначале смотрим, в каком состоянии находится человек. Если он идет к Богу, нужно поддержать, помочь ему в этом подвиге. Если он отвернулся от Бога - на 180 градусов или меньше - нужно развернуть его обратно, направить и сказать: "Иди туда". А мы только как указатели. В духовной жизни не бывает заготовок. Но Бог умудряет в каждом случае. Человек приходит, и на его вопрос надо что-то ответить. А главная суть всех ответов - это общее, что преследует все ответы, к чему должны стремиться все духовники: взгреть в человеке надежду на милость Божию, чтобы отвести его от уныния, от упадка духа. Часто люди теряют надежду, это самое страшное для человека. Он становится паралитиком. А если надежда воскресает в человеке, то он восстает потихоньку-потихоньку и начинает жить».

Предстоятель также пояснил, как преодолевать искушения, исходящие от ближних: «Брани против нас исходят или от мира, то есть от людей, или от темных духов, или от нас самих. Все эти брани попускаются Богом. Если Бог попустил кому-то поносить нас, то надо это принять. Надо смотреть на Бога, Который попустил это, а не на человека. Он попустил, значит, хочет, чтобы мы смирились. Поэтому нужно смириться и, если назвали меня вором, сказать, что "хотя я и не крал, но я хуже вора". Если меня укоряют в том, чего я не делал, то надо мужественно стерпеть и сказать себе: "Да, я этого не делал, но я хуже того, который это делает". Надо себя укорять, тогда эти брани сыграют ту роль, которую они должны сыграть для духовного развития человека. А если мы будем озлобляться, негодовать, осуждать, то будем себя сами еще больше ранить. О таких говорят: "Сам себе наносит язвы"».

ЛАЗАРЕВА СУББОТА

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Похожие статьи:

Написать комментарий:

Да вы же робот!

Наверх